В ближайшей перспективе российские школы смогут учить детей не только по традиционным учебным пособиям, но и используя современные технологии - электронные учебники. Министерство образования и науки РФ в начале февраля уже известило регионы о такой возможности, и школы смогут выбрать, какой формат учебников они будут использовать - бумажный или электронный.
Пока переход на электронную форму учебников не является обязательным, у школы есть право выбора. Однако тенденция перехода на электронные образовательные ресурсы, по-видимому, установилась окончательно. Этому предшествовало изменение Федерального перечня учебников, вернее, критериев, по которым издательство имеет право находиться в перечне. Теперь для появления учебника в перечне нужна не только рекомендация Научно-методического совета при Минобрнауки РФ, но и наличие у него электронной версии. В итоге рынок электронных учебников из потенциально перспективного уже скоро станет быстроприбыльным.
Это поняли и игроки рынка традиционных бумажных учебников. Они уже активно переводят свой продукт в электронную форму. Например, в издательстве «Просвещение» «НГ» сообщили, что к январю 2015 года были подготовлены и представлены на экспертизу электронные версии 415 учебников по всем предметам с 1 по 11 классы, входящим от издательства в Федеральный перечень учебников. «К концу апреля или в начале мая будет сформирован новый перечень учебников, и мы узнаем, какие будут доступны 1 сентября всем ученикам страны», – отметил представитель издательства.
В издательстве «Вентана-Граф» отмечают, что подготовка к выпуску электронных учебников не потребовала серьезной перестройки компании. «У нас был в издательстве отдел, который занимался выпуском электронной продукции, это было работающее самостоятельное подразделение. У нас выпускались и аудиоприложения, и электронные образовательные ресурсы для работы дома и в классе. Потому нам было достаточно перестроить некоторые внутренние процессы», - сообщили в компании.
Внедрение электронных учебников должно подстегнуть также компании, занимающиеся разработкой продуктов в сфере электронного образования и обеспечивающих доступ к электронному образовательному контенту. Такие фирмы начали развиваться задолго до изменения подхода к формированию Федерального перечня учебников.
В частности, компания «Орфограф» уже три года разрабатывает платформу «Дай 5!», через которую школьники могут загружать на планшеты учебники и дополнительные материалы. Гендиректор компании Рубен Акопов пока сдержанно оценивает ситуацию с использованием электронных учебников. «Конечно, многие классы уже укомплектованы интерактивными досками, а старшеклассники иногда могут похвастаться купленными за родительские деньги планшетами. Но все-таки и не все доски очень часто используются как замена обыкновенным меловым или маркерным доскам, и на планшеты старшеклассники закачивают легко доступные пиратские аналоги бумажных учебников в формате PDF. Системных, понятных и доступных как преподавателям, так и учащимся и их родителям решений пока нет. Контент зачастую незначительно уходит от привычных PDF-версий бумажных учебников», - отмечает бизнесмен.
Как рассказал Нукри Башарули, гендиректор компании «Азбука» - федеральной системы дистрибуции электронных учебников, сейчас проекты апробации учебников на основе разработанной компанией технологии реализуются во многих регионах. Это, в частности, Татарстан, Ульяновская, Ивановская, Московская области, Якутия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Екатеринбург.
Кроме того, темой электронных учебников активно занимается группа компаний «ЛАНИТ». Она очень заинтересовала главу «ЛАНИТа» Георгия Генса несколько лет назад, и в 2011 году он купил канадскую компанию Evident Point. Правда, как сообщил “НГ” вице-президент по инновационным проектам группы компаний "ЛАНИТ" Дмитрий Изместьев, разработанный канадцами продукт Active Textbook не снискал в России такую же востребованность, как за рубежом - в Канаде, США и Великобритании. В «ЛАНИТе» уклончиво говорят о результатах внедрения Active Textbook в отечественном образовании. «В России электронные учебники появились совсем недавно, поэтому пока все внедрения происходят на уровне пилотных проектов, и говорить о них еще рано», - пояснил Изместьев. Неясно, означает ли эта формулировка, что продвижение Active TextBook в России пока идет не слишком успешно. Однако, как можно понять, интереса к бизнесу в сфере электронного образования Генс не потерял и сделал ставку на российского партнера - Александра Кондакова. Он доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования. В прошлом был высокопоставленным федеральным чиновником в сфере образования, однако в последние годы его карьера складывалась не столь успешно. В 2012 году он покинул пост генерального директора издательства «Просвещение», а менее года назад оставил и аналогичную должность в издательстве «Дрофа».
Получив значительный опыт и связи сначала в федеральном Министерстве образования, а потом и в издательствах, Кондаков занялся бизнесом, став соучредителем ООО «Мобильное электронное образование» (МЭО) - компании, занимающейся разработкой и поставкой системных программных решений, образовательных услуг и сервисов. Происходило это не без поддержки со стороны «ЛАНИТ»: по данным ЕГРЮЛ, на 75% «МЭО» принадлежит ЗАО «ЛАНИТ ХОЛДИНГ», а доля самого Кондакова - 25%, при этом он называется председателем совета директоров компании.
Пикантность ситуации в том, что Кондаков, являясь бизнесменом, одновременно в ряде регионов выступает в качестве эксперта в разработках программ развития образования. Участники рынка высказывают подозрения, не является ли целью этой работы подгонка этих программ под продукты, разработанные “МЭО” и "ЛАНИТ". Если это так, то эта удобная многоходовка может сработать в этом году сразу в двух регионах - в Дагестане и Татарстане. Во всяком случае, в Дагестане Кондаков вошел в состав экспертной группы по созданию программы развития образования республики до 2020 года, а в Татарстане стал научным руководителем разработки аналогичной стратегии до 2030 года.
Кондаков в этом проблем не видит. «Здесь нет конфликта интересов, потому что мы поставляем средства обучения, учебное оборудование, и никакого отношения к поставкам электронных учебников не имеем», - сказал он «НГ», отказавшись от дальнейших комментариев на эту тему.
Но слова Кондакова о том, что ведение бизнеса и участие в экспертных советах в регионах не является конфликтом интересов, сложно признать верными. Например, в презентации в Татарстане в рамках проекта «Образование 3.0» он представил образовательное решение, состоящее как и из оборудования, так и из пособий. А между тем, в близком Кондакову холдинге есть и поставочные компании, и компании, занимающиеся обеспечением доступа к электронным учебникам (Active Textbook).
Кроме того, добавим, что в структуре «ЛАНИТ» появилась новая компания - ООО «ЛАНИТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». Между тем еще две недели назад эта фирма называлась ООО «ДПИ», что совпадает с брендом компании, выполнившей несколько лет назад скандальные поставки дорогой американской продукции Apple во все московские школы.
Как бы то ни было, еще один ключевой вопрос – готовы ли школы к переходу на электронные учебники. «Школы в основном готовы к внедрению электронных учебников в том смысле, что они знают о том, что это планируется организовать. В зависимости от региона (в крупных городах больше, в небольших – меньше), но учителя продвинулись и уже используют электронные ресурсы в своей работе», - считают в издательстве «Вентана-Граф».
Башарули приводит данные опросов, согласно которым 100% школьников и большинство учителей положительно относятся к использованию электронных учебников, а 75% школьников считают, что с электронными учебниками учиться стало интереснее. По его словам, на 50% повышается информативность и эффективность урока и снижается время, затраченное на поиск информации. “Классы, в которых применяются электронные учебники, на 30-60% лучше усваивают знания, в них вырастает успеваемость и самоорганизация учеников», - говорит руководитель «Азбуки».
«Мы считаем, что в течение 3-5 лет по мере накопления опыта и развития технологий произойдет смена 2-3 версий контента и информационных систем, в которых он используется, - прогнозирует глава компании «Орфограф» Рубен Акопов. - Количество перешедших на использование преимущественно цифрового контента учащихся и преподавателей может достичь 20-30%».
Сами педагоги надеются на более глубокое развитие этого направления. Директор ГАУ «Московский центр качества образования» Алексей Рытов полагает, что от введения электронных учебников выиграют и учителя, и ученики, но только в том случае, если это будет системный продукт. «Все понимают, что мы обязаны переходить на новый уровень, - говорит педагог. - Любой ребенок с ранних лет уже пользуется гаджетами, и естественно, что электронные учебники для него понятны и нужны. Другое дело, что педагогическое сообщество сейчас и опытным путем, и путем контактов с производителями должно прийти к тому, чтобы электронный учебник не стал обыкновенной бумажной книгой, перенесенной в планшет. Есть хорошие концептуальные разработки, например, «Просвещения», где учебник – это все в одном месте. Тут и текст, и иллюстрации, и ссылки, и энциклопедия – залез в учебник и добрался до всех знаний. Но готового концепта пока нет».
Директор Московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург считает, что электронные учебники создают большие возможности для работы учителей. «В их структуре могут быть не только сами учебники, но и рабочие тетради, и видеоматериалы разных опытов. У меня при школе есть два специфических отделения – одно при онкологическом центре, где учителя обучают онкологических больных, второе – Российской детской клинической больнице, где месяцами, иногда годами лежат дети. В силу гигиенических причин во многих отделениях бумажные книги там использовать нельзя, а электронные учебники, планшеты, можно. К тому же другое поколение растет – цифровое, эти дети уже давно с планшетами работают. Можно посыпать голову пеплом, говорить, что это плохо или вредно, но изменить это нельзя. Это общий тренд. Но предстоит большой этап обучения и переобучения учителей. В Москве он уже активно идет, есть и недовольные – есть же и пожилые люди, которые даже включить планшет не умеют, но потихоньку осваивают».
Директор Центра педагогического мастерства города Москвы Иван Ященко считает, что сейчас только начинается длительный процесс создания учебно-методических комплексов нового типа. «В них будут гармонично дополнять друг друга бумажная книга и электронная среда, в которую ребенок сможет заходить, брать задачи, общаться с учителем», - пояснил он. Ященко уверен, что традиционный «бумажный» учебник сохранится, но станет принципиально иным, лишится ряда функций, которыми он сейчас перегружен.