0
9681
Газета Образование Интернет-версия

20.03.2015 09:03:00

Производителям электронных учебников готовят богатое будущее


В ближайшей перспективе российские школы смогут учить детей не только по традиционным учебным пособиям, но и используя современные технологии - электронные учебники. Министерство образования и науки РФ в начале февраля уже известило регионы о такой возможности, и школы смогут выбрать, какой формат учебников они будут использовать - бумажный или электронный.

Пока переход на электронную форму учебников не является обязательным, у школы есть право выбора. Однако тенденция перехода на электронные образовательные ресурсы, по-видимому, установилась окончательно. Этому предшествовало изменение Федерального перечня учебников, вернее, критериев, по которым издательство имеет право находиться в перечне. Теперь для появления учебника в перечне нужна не только рекомендация Научно-методического совета при Минобрнауки РФ, но и наличие у него электронной версии. В итоге рынок электронных учебников из потенциально перспективного уже скоро станет быстроприбыльным.

Это поняли и игроки рынка традиционных бумажных учебников. Они уже активно переводят свой продукт в электронную форму. Например, в издательстве «Просвещение» «НГ» сообщили, что к январю 2015 года были подготовлены и представлены на экспертизу электронные версии 415 учебников по всем предметам с 1 по 11 классы, входящим от издательства в Федеральный перечень учебников. «К концу апреля или в начале мая будет сформирован новый перечень учебников, и мы узнаем, какие будут доступны 1 сентября всем ученикам страны», – отметил представитель издательства.

В издательстве «Вентана-Граф» отмечают, что подготовка к выпуску электронных учебников не потребовала серьезной перестройки компании. «У нас был в издательстве отдел, который занимался выпуском электронной продукции, это было работающее самостоятельное подразделение. У нас выпускались и аудиоприложения, и электронные образовательные ресурсы для работы дома и в классе. Потому нам было достаточно перестроить некоторые внутренние процессы», - сообщили в компании.

Внедрение электронных учебников должно подстегнуть также компании, занимающиеся разработкой продуктов в сфере электронного образования и обеспечивающих доступ к электронному образовательному контенту. Такие фирмы начали развиваться задолго до изменения подхода к формированию Федерального перечня учебников.

В частности, компания «Орфограф» уже три  года разрабатывает платформу «Дай 5!», через которую школьники могут загружать на планшеты учебники и дополнительные материалы. Гендиректор компании Рубен Акопов пока сдержанно оценивает ситуацию с использованием электронных учебников. «Конечно, многие классы уже укомплектованы интерактивными досками, а старшеклассники иногда могут похвастаться купленными за родительские деньги планшетами. Но все-таки и не все доски очень часто используются как замена обыкновенным меловым или маркерным доскам, и на планшеты старшеклассники закачивают легко доступные пиратские аналоги бумажных учебников в формате PDF. Системных, понятных и доступных как преподавателям, так и учащимся и их родителям решений пока нет. Контент зачастую незначительно уходит от привычных PDF-версий бумажных учебников», - отмечает бизнесмен.

Как рассказал Нукри Башарули, гендиректор компании «Азбука» - федеральной системы дистрибуции электронных учебников, сейчас проекты апробации учебников на основе разработанной компанией технологии реализуются во многих регионах. Это, в частности, Татарстан, Ульяновская, Ивановская, Московская области, Якутия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Екатеринбург.

Кроме того, темой электронных учебников активно занимается группа компаний «ЛАНИТ». Она очень заинтересовала главу «ЛАНИТа» Георгия Генса несколько лет назад, и в 2011 году он купил канадскую компанию Evident Point. Правда, как сообщил “НГ” вице-президент по инновационным проектам группы компаний "ЛАНИТ" Дмитрий Изместьев, разработанный канадцами продукт Active Textbook не снискал в России такую же востребованность, как за рубежом - в Канаде, США и Великобритании. В «ЛАНИТе» уклончиво говорят о результатах внедрения Active Textbook в отечественном образовании. «В России электронные учебники появились совсем недавно, поэтому пока все внедрения происходят на уровне пилотных проектов, и говорить о них еще рано», - пояснил Изместьев. Неясно, означает ли эта формулировка, что продвижение Active TextBook в России пока идет не слишком успешно. Однако, как можно понять, интереса к бизнесу в сфере электронного образования Генс не потерял и сделал ставку на российского партнера - Александра Кондакова. Он доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования. В прошлом был высокопоставленным федеральным чиновником в сфере образования, однако в последние годы его карьера складывалась не столь успешно. В 2012 году он покинул пост генерального директора издательства «Просвещение», а менее года назад оставил и аналогичную должность в издательстве «Дрофа».

Получив значительный опыт и связи сначала в федеральном Министерстве образования, а потом и в издательствах, Кондаков занялся бизнесом, став соучредителем ООО «Мобильное электронное образование» (МЭО) - компании, занимающейся разработкой и поставкой системных программных решений, образовательных услуг и сервисов. Происходило это не без поддержки со стороны «ЛАНИТ»: по данным ЕГРЮЛ, на 75% «МЭО» принадлежит ЗАО «ЛАНИТ ХОЛДИНГ», а доля самого Кондакова - 25%, при этом он называется председателем совета директоров компании.

Пикантность ситуации в том, что Кондаков, являясь бизнесменом, одновременно в ряде регионов выступает в качестве эксперта в разработках программ развития образования. Участники рынка высказывают подозрения, не является ли целью этой работы подгонка этих программ под продукты, разработанные “МЭО” и "ЛАНИТ". Если это так, то эта удобная многоходовка может сработать в этом году сразу в двух регионах - в Дагестане и Татарстане. Во всяком случае, в Дагестане Кондаков вошел в состав экспертной группы по созданию программы развития образования республики до 2020 года, а в Татарстане стал научным руководителем разработки аналогичной стратегии до 2030 года.

Кондаков в этом проблем не видит. «Здесь нет конфликта интересов, потому что мы поставляем средства обучения, учебное оборудование, и никакого отношения к поставкам электронных учебников не имеем», - сказал он «НГ», отказавшись от дальнейших комментариев на эту тему.

Но слова Кондакова о том, что ведение бизнеса и участие в экспертных советах в регионах не является конфликтом интересов, сложно признать верными. Например, в презентации в Татарстане в рамках проекта «Образование 3.0» он представил образовательное решение, состоящее как и из оборудования, так и из пособий. А между тем, в близком Кондакову холдинге есть и поставочные компании, и компании, занимающиеся обеспечением доступа к электронным учебникам (Active Textbook).

Кроме того, добавим, что в структуре «ЛАНИТ» появилась новая компания - ООО «ЛАНИТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». Между тем еще две недели назад эта фирма называлась ООО «ДПИ», что совпадает с брендом компании, выполнившей несколько лет назад скандальные поставки дорогой американской продукции Apple во все московские школы.

Как бы то ни было, еще один ключевой вопрос – готовы ли школы к переходу на электронные учебники. «Школы в основном готовы к внедрению электронных учебников в том смысле, что они знают о том, что это планируется организовать. В зависимости от региона (в крупных городах больше, в небольших – меньше), но учителя продвинулись и уже используют электронные ресурсы в своей работе», - считают в издательстве «Вентана-Граф».

Башарули приводит данные опросов, согласно которым 100% школьников и большинство учителей положительно относятся к использованию электронных учебников, а 75% школьников считают, что с электронными учебниками учиться стало интереснее. По его словам, на 50% повышается информативность и эффективность урока и снижается время, затраченное на поиск информации. “Классы, в которых применяются электронные учебники, на 30-60% лучше усваивают знания, в них вырастает успеваемость и самоорганизация учеников», - говорит руководитель «Азбуки».

«Мы считаем, что в течение 3-5 лет по мере накопления опыта и развития технологий произойдет смена 2-3 версий контента и информационных систем, в которых он используется, - прогнозирует глава компании «Орфограф» Рубен Акопов. - Количество перешедших на использование преимущественно цифрового контента учащихся и преподавателей может достичь 20-30%».

Сами педагоги надеются на более глубокое развитие этого направления. Директор ГАУ «Московский центр качества образования» Алексей Рытов полагает, что от введения электронных учебников выиграют и учителя, и ученики, но только в том случае, если это будет системный продукт. «Все понимают, что мы обязаны переходить на новый уровень, - говорит педагог. - Любой ребенок с ранних лет уже пользуется гаджетами, и естественно, что электронные учебники для него понятны и нужны. Другое дело, что педагогическое сообщество сейчас и опытным путем, и путем контактов с производителями должно прийти к тому, чтобы электронный учебник не стал обыкновенной бумажной книгой, перенесенной в планшет. Есть хорошие концептуальные разработки, например, «Просвещения», где учебник – это все в одном месте. Тут и текст, и иллюстрации, и ссылки, и энциклопедия – залез в учебник и добрался до всех знаний. Но готового концепта пока нет».

Директор Московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург считает, что электронные учебники создают большие возможности для работы учителей. «В их структуре могут быть не только сами учебники, но и рабочие тетради, и видеоматериалы разных опытов. У меня при школе есть два специфических отделения – одно при онкологическом центре, где учителя обучают онкологических больных, второе – Российской детской клинической больнице, где месяцами, иногда годами лежат дети. В силу гигиенических причин во многих отделениях бумажные книги там использовать нельзя, а электронные учебники, планшеты, можно. К тому же другое поколение растет – цифровое, эти дети уже давно с планшетами работают. Можно посыпать голову пеплом, говорить, что это плохо или вредно, но изменить это нельзя. Это общий тренд. Но предстоит большой этап обучения и переобучения учителей. В Москве он уже активно идет, есть и недовольные – есть же и пожилые люди, которые даже включить планшет не умеют, но потихоньку осваивают».

Директор Центра педагогического мастерства города Москвы Иван Ященко считает, что сейчас только начинается длительный процесс создания учебно-методических комплексов нового типа. «В них будут гармонично дополнять друг друга бумажная книга и электронная среда, в которую ребенок сможет заходить, брать задачи, общаться с учителем», - пояснил он. Ященко уверен, что традиционный «бумажный» учебник сохранится, но станет принципиально иным, лишится ряда функций, которыми он сейчас перегружен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2973
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3419
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2501
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4430

Другие новости