Министр Дмитрий Ливанов доволен, что растет привлекательность системы профобразования. Фото с официального сайта Министерства образования и науки РФ
Важной тенденцией российского образования назвал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов рост привлекательности системы профессионального образования. Министра радует, что уже около 55% учащихся после девятого класса продолжают учебу в школе, ориентируясь на последующее поступление в вуз, а остальные идут в колледжи и техникумы.
Такие результаты министр озвучил на презентации итогов мониторинга в правительстве РФ. Мониторинг, проведенный по новым правилам Федерального закона «Об образовании в РФ» и представленный правительству РФ, охватил все уровни общего и профессионального образования, включая дополнительное образование и профессиональное обучение. Он основан на статистике и социологических опросах, которые проводились и по стране в целом, и в отдельных регионах. Авторы мониторинга заверили аудиторию, что для его составления не требовали отчетов, а пользовались доступной открытой информацией.
Данные мониторинга позволили оценить систему образования по 158 показателям. Результаты позволят проводить более «осознанную» политику в отношении образования. Итак, обратимся к достижениям системы.
За последнее 10-летие доля учеников, выбирающих учреждения среднего профобразования, выросла с 34 до 44%. И это положительно, считают в министерстве. На недавно прошедшем Валдайском форуме тоже ратовали за такой подход. И призывали «перестать увеличивать разрыв между идентификацией выпускников (только необременительная работа и только высокий заработок) и реальным миром труда».
Напомним, что экономика 2015–2017 годов будет предъявлять дополнительный спрос на специальности, где надо работать руками, по графику и за относительно небольшую зарплату. Поэтому достижением также названо лишение лицензий на ведение образовательной деятельности более 450 организаций (преимущественно негосударственных вузов и филиалов ряда государственных высших учебных заведений). Это достаточно внушительный показатель.
Не все эксперты образовательной сферы согласны с этим решением. Например, ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов считает такой шаг неверным. «Шаг, который в условиях кризиса, казалось бы, напрашивается, – сократить охват населения высшим образованием, заместив его техникумами и подготовкой рабочих, – был бы социально опасным, – заявил Кузьминов все на том же Валдайском форуме. – Он натолкнется на неприятие 80–90% семей, которые увидят в нем ограничение своих социальных прав. Поэтому и в кризисной ситуации фактически всеобщее высшее образование надо сохранить».
Как в условиях кризиса помочь людям получить качественное образование? У ректора есть предложение развивать качественное платное образование только в сочетании с образовательным кредитом нового образца, который подразумевал бы возврат в течение 30 лет и возможность погашения государственным работодателем. Причем Кузьминов предлагает выдавать кредиты не только отличникам, но и середнячкам, балансирующим между тройкой и четверкой.
Ректор ВШЭ уверен, что до 20–30% снизить затраты на высшую школу можно за счет внедрения модульного образования. И некоторые модули можно осваивать через Интернет. На Западе это уже делается. Разработку онлайн-курсов у нас могли бы взять на себя национальные исследовательские университеты (НИУ).