Студентам не обязательно питаться исключительно в университетской столовой, можно и в кафе рядом... если есть деньги. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Прошел Московский урбанистический форум, который с 2011 года является площадкой для обмена опытом руководителей крупнейших городов России и мира. Целая секция посвящалась преобразующей роли университетов в жизни городов. Участники задались вопросом, кто и что формирует у нас историческое и туристическое лицо города. И почему важно об этом думать.
Кто хоть однажды в последние дни года побывал на Манежной площади в Москве, тот имеет полное представление о том, кто формирует туристическое лицо столицы. Можно забрать в гранит набережные и облагородить гектары городской земли, отреставрировать здания и разбить газоны, но если у городской власти при этом не будет «битвы за горожанина», то едва ли весь этот порядок продержится долго, будет приумножен и облагорожен. И, кажется, выхода нет… А на самом деле есть.
Университетские и исследовательские кампусы, говорилось на конференции в рамках урбанистического форума, формируют притягательное историческое и туристическое лицо города (вспомним Латинский квартал и Сорбонну). Они же влияют на инвестиционную привлекательность целых регионов (Силиконовая долина и северо-восток США). Кампус в исторической части города – модель привлекательная и используемая во многих городах мира. Например, в Германии. Правда, в городах с небольшим населением. В Геттингене, Гейдельберге, Йене, Гиссене (около 200 тыс. жителей) количество студентов в процентах к размеру населения колеблется на отметке 20%. И почти вся жизнь в таких городах фокусируется вокруг университетов и студентов. Как-то само собой получается, что и взрослое население города начинает тянуться к знаниям вслед за молодежью. Благо для этого вузы предоставляют соответствующие условия: краткосрочные и среднесрочные курсы и тренинги. Кроме того, увлечения и интересы студентов способны «заразить» здоровым образом жизни все население.
Как считает ректор Высшей школы экономики (НИУ) Ярослав Кузьминов, университет в таком случае не просто интегрируется в среду, а начинает создавать то, чего в этой среде раньше не было. Например, большие пешеходные зоны, которые связывают между собой разные участки кампуса. В то же время университету совершенно нет нужды открывать свои кафе, потому что вокруг они уже есть. Ошибка университетских урбанистов в том, что они строят какую-то вузоцентристскую модель, считает Кузьминов. Это абсолютно лишнее. Вуз – не благодетель для города. Он может и взаимодействовать с ним, что-то давать городу, а что-то получать от него взамен. «У нас некоторые университеты ведут себя как монастыри, – справедливо говорит Ярослав Кузьминов, – лишь бы отхватить большую территорию, а развивать ее не стремятся».
Сейчас есть большое желание – выгнать университеты за город. А это опять же грозит не только отсутствием соответствующей целям вузов инфраструктуры, но и означает закрытость университета для горожан. Разумно, считает Кузьминов, оставить университету только базовые функции, а остальное дать на откуп городу. Студенты могут получать все, что им нужно, за пределами своего вуза. Зачем огромные столовые, которые заняты только в обеденный перерыв, а все остальное время простаивают? Почему студенты должны заниматься физкультурой в альма-матер, когда можно развивать связи, заключать договоры с сетевыми фитнес-центрами. И с сетевыми книжными магазинами, с кофейнями – везде, где студенты проводят сейчас свое свободное время. Разумеется, вуз тоже не должен замыкаться, а наоборот, может возродить традицию публичных лекций, обеспечить доступ в университет для любой публики.
Кстати, недавно вуз Кузьминова организовал лекции молодых ученых и преподавателей для жителей московских спальных районов. В конце октября прошли лекции на площадке КЦ «Дружба» (Западное Бирюлево). Это были лекции по истории, дизайну, психологии. Молодым людям рассказывали о мультикультурализме, добрососедстве и о многом другом. В выборе тем принимали участие сами жители района: программа лектория сформирована на основе опросов и социологических исследований, а также анализа публикаций в районных СМИ.
Конечно, предложение Ярослава Кузьминова подходит больше для гуманитарных университетов. Техническим вузам нужны специализированные помещения и лабораторные корпуса с соответствующими инженерными конструкциями. И построить все это в городской среде невозможно, если не брать во внимание промзоны. Впрочем, и в этом есть свой шанс для города – дать вторую жизнь промзонам, которые сегодня представляют собой заброшенные территории и зачастую находятся недалеко от центра.
По мнению ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, если собрать университетские корпуса в одном месте (в получасе езды), то это во много раз повысит качество учебного процесса. Российские вузы проигрывают иностранным, потому что тамошним студентам не приходится тратить время на разъезды по городу. «Среднестатистический студент за шесть лет обучения в вузе только около года проводит в транспорте, – говорит Ярослав Кузьминов. – Я, кстати, знаю один способ справиться с маятниковыми нагрузками на транспорт, которые каждое утро обеспечивают московские студенты, а именно: поменяться общежитиями… В идеале – локализовать университеты по принципу «полчаса езды на транспорте».
В России эксперимент с созданием кампуса в центре города был проведен в Белгороде (Белгородский государственный университет). Но этот опыт столичным университетам, например, не удается повторить по причине дороговизны городской земли. Так, Высшая школа экономики рассматривала возможность строительства кампуса в Нагатинской пойме, но отказалась от планов из-за слишком сложных имущественных отношений и высокой стоимости.
По данным исследования, проведенного НИУ ВШЭ, из 120 московских вузов примерно половина имеет корпуса, разбросанные по всему городу. Есть целый ряд примеров, когда университетские здания расположены друг от друга в нескольких часах езды на общественном транспорте. Хаотичное размещение зданий университетов «практиковалось» в постсоветский период. Тогда их строили везде, где под них удавалось «добыть» площадку, – и расстояние до головного вуза во внимание не брали. Сегодня ситуация иная.
ВШЭ предлагает городскому руководству развивать корпуса университета в северо-восточной части Бульварного кольца. «Мы можем создать в этом районе новое качество городской среды», – раскрыл Ярослав Кузьминов на урбанистическом форуме свои планы. На первом этапе, согласно этим планам, предполагается постепенное насыщение исторического района города университетской активностью, создание пешеходных зон, которыми могли бы пользоваться студенты. Второй этап – создание университетских сервисов в виде антикафе, галерей, культурных центров, обслуживающих студентов и преподавателей. На третьем этапе такой кампус уже будет сформирован и «притянет» к себе различные культурные и социальные объекты, рестораны, молодежные гостиницы и т.д. И весь район станет привлекательным не только для местных, но и для «внешних» жителей и туристов.