Нагрузка на учителей начальной школы сегодня возросла. Фото PhotoXpress.ru
Насколько усложнилась жизнь школы и как изменится подготовка учителя, говорили в Высшей школе экономики (ВШЭ) на конференции, организованной совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ).
Недавно мой знакомый устраивал ребенка в первый класс школы в Подмосковье. В результате долгих поисков выбор его пал на частное учебное заведение. Знакомый взял кредит, оплачивает школу сам. Вздыхает, что придется платить за ребенка до выпускного класса. Но выхода нет.
Государственная школа его не устроила, потому что две трети детей в ней составляют нерусские дети. Родители первоклассника не страдают ксенофобией, но они отдают себе отчет в том, что их ребенку (который, кстати, в пять лет научился читать) нечего будет делать в классе, где такое большое количество детей с трудом говорят по-русски.
Даже такой простой пример ясно демонстрирует, сколь усложнилась роль учителя обычной столичной школы. Напомним, что кроме этого, согласно официальной статистике, в первый класс школы приходят до 60% детей с отклонениями в речевом развитии. Это издержки цифровой эпохи и неподготовленности взрослой аудитории к меняющимся обстоятельствам социальной жизни.
Нагрузка на педагогов возросла, а между тем срок обучения учителей сократился. Напомним, что сегодня в педагогических вузах студенты-бакалавры учатся четыре года, тогда как ранее обучались на специалистов в течение пяти лет. В этом году, как сообщили на конференции, стартовал двухлетний межрегиональный проект педагогического образования, призванный исправить все перекосы современного педагогического образования. Оператором проекта стал МГППУ, а соисполнителем – Высшая школа экономики.
Началу эксперимента предшествовало появление Концепции поддержки развития педагогического образования в РФ и принятие Учительского кодекса. Последний документ вызвал если и не ожесточенные споры, то по крайней мере оживленную дискуссию по поводу его целесообразности и полезности.
По словам заместителя министра образования и науки Александра Климова, в проект вовлечено более 35 вузов, где есть программы педагогического образования. И это не только профильные вузы (их в России осталось менее 50), но и классические университеты, в состав которых входят педагогические институты, академии или факультеты.
Напомним также, что вместе с этими мерами поддержки педобразования идет не всем понятная «зачистка» педагогических университетов. Каждый сезон тот или иной педагогический вуз обнаруживается в черном списке «неэффективных» (согласно министерскому рейтингу эффективности вузов) и подлежит либо «утилизации», либо «реструктуризации».
Что предлагает недавно стартовавший проект педвузам? Как сообщил на конференции научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исаак Фрумин, вузы – участники проекта должны разработать систему сопровождения молодых учителей, приходящих в школу после бакалавриата. И увеличить педагогическую практику, потому что молодой преподаватель совершенно не готов работать в школе.
Как рассказала «НГ» учительница из уральского городка, жизнь подбрасывает школьному учителю сложные педагогические задачи. У них в школе возможна и такая ситуация – когда старшеклассник хватает стажерку за причинное место. Поэтому практикантки не просто уходят из школы, но и бегут из профессии. Практика надолго отбивает у них охоту сеять «прекрасное, доброе и вечное».
Как сообщил на конференции научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов, теперь студенты будут проходить длинную практику в базовых школах. Волноваться за судьбу учебного процесса при этом не стоит, теоретическую подготовку и исследования студентам оставят. Более того, правительство планирует увеличить количество бюджетных мест в магистратуре для желающих продолжить образование.