0
4024
Газета Образование Интернет-версия

29.08.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Национальная система, а не отдельные университеты

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор.

Тэги: образование, расходы, рейтинги, университеты


образование, расходы, рейтинги, университеты Фото Reuters

Международные и национальные рейтинги университетов в центре внимания СМИ и академического сообщества. Все больше сфер деятельности, на которую они оказывают влияние во всем мире. Это и экспортный потенциал образовательных услуг страны, миграционное и трудовое законодательство, академическая мобильность.

О своем отношении к международным и национальным рейтингам пишут и говорят не только представители университетов, но и законодатели, представители исполнительной власти. Программы по финансированию топовых национальных вузов по продвижению их в международные рейтинги в настоящее время есть практически во всех ведущих странах мира.

Гласом вопиющих в пустыне становятся те, кто задает вопросы о конкурентоспособности всей национальной системы образования, а не отдельных университетов. Но с учетом финансового кризиса финансировать и всю систему образования, и программы продвижения отдельных университетов в полном объеме практически невозможно.

Уровень расходов на учебные заведения зависит от размера населения страны, численности учащихся, уровня заработной платы учителей. На начальных и средних уровнях образования (соответствует возрасту детей от 5 до 14 лет) показатели охвата близки к 100% в странах ОЭСР, а изменение числа студентов тесно связано с демографическими изменениями.

По данным за 2013 год, для всех уровней образования государственные инвестиции в образование выросли в среднем на 5% в странах ОЭСР в период с 2008 по 2010 год. Тем не менее ежегодные расходы на образовательные учреждения по странам ОЭСР в целом замедлились в течение этого периода: с 4% в период между 2008 и 2009 годами до 1% между 2009-м и 2010-м. Более одной трети стран сообщили о замедлении темпов ежегодного роста государственных расходов на учебные заведения в период с 2008 по 2010 год. Австрия, Ирландия, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания и США сообщили об увеличении в период с 2008–2009 годов и падении между 2009 и 2010 годами, в то время как Эстония, Венгрия, Исландия и Италия сообщили о сокращении расходов в 2008–2009 и 2009–2010 годах.

Доля национального богатства, затраченная на учебные заведения, является существенной во всех странах ОЭСР и G20, по которым имеются данные. В 2010 году страны – члены ОЭСР направили в среднем 6,3% от своего ВВП на образовательные учреждения и 6,5% их совокупного ВВП с учетом государственных и частных источников финансирования. Расходы на учебные заведения всех уровней по отношению к  ВВП были больше, чем 6%, почти в половине стран ОЭСР и G20 и даже выше 7% в семи из них: в Дании (7,9%), Исландии (7,7%), Израиле (7,4%), Корее (7,6%), Новой Зеландии (7,3%), Норвегии (7,6%) и США (7,3%). Пять стран затратили менее 5% от их ВВП на образование: Чехия (4,7%), Венгрия (4,6%), Италия (4,7%), Российская Федерация (4,9%) и Словацкая Республика (4,6%).

Увеличение расходов на учебные заведения становится более тяжелым финансовым бременем для общества в целом. Тем не менее это не предполагает исключительно государственные расходы. В среднем из 6,5% от ВВП в странах ОЭСР, тратящихся на образование, три четверти (5,0%) приходится на государственные источники по всем уровням образования. Государственные средства – основной источник финансирования образования во всех странах и составляют от 60% (Чили) до почти 98% (Финляндия и Швеция) от общего объема расходов. Тем не менее различия между странами в расходах на образование по источникам финансирования и по уровням образования велики.

Однако высокие расходы необязательно связаны с лучшими результатами или качеством образования. Кроме того, расходы по уровням образования зависят от многих факторов, которые должны быть приняты во внимание при сопоставлении стран.

В среднем по странам ОЭСР 89% всех расходов на начальное, среднее и среднеспециальное образование касаются основных услуг. Эта доля значительно меньше на уровне высшего образования (в среднем по ОЭСР – 71%), так как другие услуги, в частности, те, которые касаются научных исследований и разработок, могут представлять большую долю общих расходов на образование.

В результате финансового кризиса государственные расходы на образование увеличивались более медленными темпами, чем государственные расходы на все услуги, в более чем половине стран ОЭСР в период между 2008 и 2010 годами. Кризис усилил давление на государственные бюджеты и потребовал от правительств изменения приоритетов по распределению расходов между образованием и другими ключевыми государственными секторами: здравоохранением и социальным обеспечением.

Государственные расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение или оборону зависят не только от их приоритетности для страны, но и от того, смогут ли эти отрасли самостоятельно предоставлять услуги адекватно. Например, государственное финансирование может помочь увеличить доступ к образованию для граждан страны. Но экономический кризис оказывает давление на государственные бюджеты в такой степени, что все меньше государственных ресурсов может быть выделено на образование. Это, в свою очередь, может повлиять на доступ к образованию или результаты и качество образования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1518
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3427
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2508
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2022

Другие новости