Социологи заявляют, что с каждым годом растет дифференциация образования. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Замминистра образования и науки РФ Людмила Огородова подписала приказ о лишении научной степени самого молодого в стране доктора наук – Галины Жуковой. Замминистра пошла на этот шаг под напором неопровержимых доказательств научного сообщества «Диссернет». Галина Жукова защитила свои диссертации: кандидатскую – в 21 год, а докторскую – в 26 лет. Сделала она это в институте своего отца – Российском государственном социальном университете.
Галина Жукова попала под пристальный интерес «Диссернет» после того, как в ее работе нашли ряд некорректных заимствований. Но думается, что не это послужило началом расследования для участников группы. Сколько их еще – обладателей, по сути, фальшивых дипломов – бродит на просторах нашей родины. Удивление здесь, думается, вызвала быстрая карьера девушки, которая, не будучи сверходаренной и, судя по ее же интервью в СМИ, особо усидчивой и жадной до знаний, сумела во время нежного девичьего периода работать над серьезной темой докторской диссертации. Изучение биографии девушки помогло участникам кампании по борьбе с фальшивыми диссертациями найти истоки научного вдохновения.
Быструю и успешную карьеру девушка сделала в институте своего отца, основателя РГСУ. История института сама по себе тоже очень интересна. Возникшее на руинах Высшей партийной школы еще в период большой перестройки учебное заведение сумело при всех перипетиях сложной жизни отечественного высшего образования дожить до наших дней. И все – благодаря удачно занятой образовательной нише. Социальная работа – это специальность, по которой практически не готовили специалистов в России.
Но вернемся к Галине Жуковой. Сама по себе история сильной любви родителей (людей, вероятнее всего, достойных) к дочери весьма типична для России. За примерами родительской самоотверженности далеко ходить не надо. Копните любое «теплое место» в России – и вы обязательно найдете его занятым потомком достойных людей. Недавно вышедшее исследование НИУ Высшей школы экономики, наверное, будет некоей иллюстрацией к этому. Социальное положение родителей влияет на образование детей гораздо больше, чем характеристики учебного заведения, – сообщают исследователи нам то, что мы знаем уже давно и все чаще по житейскому опыту.
С каждым годом, заявляют социологи, растет дифференциация образования. Уровень образования детей в значительно большей степени зависит от социального и материального статуса родителей, нежели от образовательного учреждения. Мифу об образовании как социальном лифте верят все меньше и меньше россиян.
В исследовании ВШЭ говорится о том, что проблема эта не исключительно наша. Например, в 60–70-х годах прошлого столетия в США искренне верили в образование как в социальный лифт, способный обновить элиты. Но, несмотря на требования равных возможностей для всех, тамошние элиты тем не менее выработали стратегии, позволяющие обеспечить свою собственную преемственность, и, как водится, не без самого же образования. Более того, образование заняло даже свое особое положение. С помощью педагогических методов, взаимоотношений учителя и учеников и селекции школьников привилегированные и хорошо обученные дети получили, таким образом, ряд серьезных преимуществ.
Это исследование, как и проведенные ранее опросы о том, что большинство россиян считают важным в продвижении по карьерной лестнице, подтвердило ту гипотезу, что родственные и дружеские связи в России значат очень много. Вовсе даже не образование и даже не опыт работы в той или иной сфере. А если такое положение вещей не вызывает у общества практически никаких эмоций, то тем самым создается благоприятная среда для появления «семейных» институтов и юных докторов наук, которых обслуживают потом целые научные коллективы.