Фото Reuters
20 июня 2014 года вышло долгожданное распоряжение правительства России № 568 о реализации программы «Глобальное образование»: «О мерах по социальной поддержке граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации...». Утвержден также перечень зарубежных вузов и программ для участников. «НГ» уже писала об этой программе (см. номер от 02.07.14). Однако некоторые тонкие моменты, связанные с этим распоряжением российского правительства, нуждаются в дополнительном рассмотрении.
Для реализации программы «Глобальное образование» выпущенные правительственные документы имеют первостепенное значение. Целый ряд вопросов по реализации программы в 2014–2016 годах, которым была посвящена статья «Тяжелая ноша академической мобильности» (см. «НГ» от 26.02.14), прояснился. Программа рассчитана только на послевузовское обучение: магистратуру, аспирантуру и ординатуру по определенным направлениям подготовки, в основном техническим и естественно-научным, по очной форме. Число участников программы – 1500 человек.
Участники программы сами подают документы в определенные распоряжением правительства зарубежные вузы и по определенным специальностям. Невозвращенцы и не выполнившие учебную программу, то есть отчисленные, студенты возвращают средства в полном объеме и выплачивают штраф в двойном размере от полученных средств. Трудоустройство выпускников будет осуществляться централизованно. Три года выпускники будут отрабатывать учебу в рамках программы.
Отправки студентов в 2014 году фактически не будет, поскольку еще нет оператора программы, который будет отбираться по открытому конкурсу, и целого ряда регламентов для участников программы. Вот некоторые моменты, которые необходимо учесть при разработке этих регламентов.
В связи с разнообразием магистерских степеней и программ за рубежом отсутствует и единый подход к отбору кандидатов для обучения в магистратуре. Английский исследователь Ховард Дэвис в «Обзоре магистерских степеней в Европе» пишет, что «из-за многообразия схем программ сопряжение между болонским бакалавром и болонским магистром не является простым. Оно меняется в соответствии с национальным законодательством и традициями, академическими дисциплинами и миссией учебного заведения. Кроме того, обеспечиваемые на национальном уровне прозрачность и читаемость пока редко бывают оптимальными».
Прием выпускников «чужих» вузов в магистратуру широко распространен в Великобритании, где университеты абсолютно автономны. Для его осуществления введена прозрачная процедура отбора с понятными критериями. И это хорошо, поскольку наибольшее количество вузов в программе «Глобальное образование» – английские университеты. К тому же Оксбридж – так образно называют во всем мире тандем двух самых известных английских университетов – Оксфорда и Кембриджа – осуществляет набор в магистратуру два раза в год. Большая часть университетов ведет набор в магистратуру до августа, а в аспирантуру – в течение всего года. Учебный процесс в английских университетах в магистратуре, как правило, начинается в октябре и длится один год.
Кроме того, власти Великобритании четко отслеживают участников программ, подобных «Глобальному образованию», и не дают им возможности не возвращаться на родину после завершения обучения. Страховка иностранным студентам не требуется, поскольку система здравоохранения Великобритании функционирует полностью за государственный счет и обслуживает своих граждан и иностранцев бесплатно.
Но, как известно, все решают детали. Так, для получения английской учебной визы кандидат должен предоставить финансовую справку о том, что у него имеются средства на оплату годового обучения и проживания, причем деньги должны лежать на счете от трех до шести месяцев без движения. Поскольку оператор программы в соответствии с распоряжением правительства перечисляет деньги на банковский счет участника, то проблем не должно быть, если только сроки будут выдержаны.
Однако запись на подачу документов в консульско-визовую службу Великобритании на получение визы может затянуться до двух месяцев. Проблемы с английскими визами в центре внимания последние три месяца этого года. С учетом достаточно жестких сроков приема и обучения участники программы могут попасть в неприятную ситуацию. Для четкого решения этих вопросов оператор должен выстроить взаимодействие с посольством, консульско-визовой службой и университетом.
Насколько реально выполнение индикаторов программы по количеству отправленных и трудоустроенных граждан? И тех, и других должно быть 1500 человек. Статистики обучающихся за рубежом россиян нет, и вряд ли она появится в ближайшее время. Поэтому прогноз в этом вопросе – неблагодарное дело. Но, видимо, если заданные показатели по количеству студентов не удастся выполнить, будут введены послабления для участников программы и расширен список зарубежных вузов.
Одним из рычагов по выполнению индикатора по отправке студентов, который мог бы сработать, является возможность участия в программе по совместной магистерской подготовке. Это, во всяком случае, предусмотрено разработчиками программы. Однако количество совместных программ с топовыми зарубежными университетами у российских невелико, а по техническим и естественно-научным направлениям – единицы. Если будут введены жесткие критерии по реализации совместных программ в рамках нового ФЗ «Об образовании», что уже обсуждается в академической среде, то этот рычаг не заработает.
Очевидно, что многое в успешной реализации задуманного зависит от квалификации оператора программы и членов наблюдательного совета программы. А появятся они только через три месяца. Тогда уже можно будет вернуться к теме.