Вуз отчитывается не за принятых студентов, а за выпущенных специалистов. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Президент России Владимир Путин дал ряд указаний правительству. Среди них: подготовка изменений в законодательстве, которые позволят вузам отчислять студентов-бюджетников за неуспеваемость без потери госфинансирования, независимая оценка студенческого экзамена, возможность студентам оценивать своих преподавателей и сокращение приема на непрофильные направления.
Комментируя для «НГ» первое положение, профессор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Татьяна Клячко напомнила, что соответствующее положение существует в практике вузов уже давно. Но, очевидно, еще остаются какие-то прорехи в законодательстве. «Государство делает госзаказ на подготовку определенных специалистов, – объяснила экономист, – и дает контрольные цифры приема. Разумеется, при отчислении нерадивых студентов деньги должны оставаться в вузе, потому что если этого не делать, то у вуза появится соблазн держаться за любого студента. А так – руки у вуза не связаны, он больше думает о качестве подготовки специалиста, нежели о том, как сохранить за вузом бюджетные деньги».
«Сегодня государство дает цифры приема не на студентов, а на направления подготовки, – комментирует «НГ» данное положение проректор Российского экономического университета (РЭУ) имени Плеханова Леонид Брагин. – Второй важный момент, каких специалистов, какого уровня выпустят университеты через четыре года. Поэтому и отчитывается вуз перед государством не за принятых студентов, а за выпущенных специалистов. Зачем же государство будет забирать деньги у вуза за отчисленных студентов, если ему важно усилить работу вузов в направлении качества подготовки вузов?..»
Куда могут пойти освободившиеся средства? Как считают в Министерстве образования и науки, вуз может направить эти деньги туда, где они нужней, в том числе и в фонд зарплаты преподавателей вуза. Есть и другие не менее важные направления работы высшей школы, нуждающиеся в дополнительном финансировании. «Мы, например, – рассказывает проректор РЭУ, – переводим студентов с платного обучения на бюджет, если появляются вакантные места. При этом мы учитываем те важные условия, что студент должен иметь как минимум три сессии, сданные без единой четверки. Конечно, мы теряем при этом в деньгах, но это дополнительно стимулирует наших студентов хорошо учиться. И еще в данном случае мы выполняем некую социальную миссию. Кроме того, мы переводим ребят из других высших учебных заведений на вакантные места. Если разница в программах небольшая и позволяет, разумеется, осуществить такой перевод».
Что касается положения об ограничении приема контрактников на непрофильные дисциплины, то здесь государство продолжает линию на улучшение качества образования. С одной стороны, идет мониторинг, который заставляет вузы «подчищать» собственные программы. Например, повышение требований к количеству метров на одного студента вызывает у ректоров естественное желание сократить количество студентов. Но при этом зачастую речь не идет о студентах, которые приносят деньги вузу.
Общеизвестный факт – высшие школы открывают непрофильные дисциплины, потому что они пользуются спросом у студентов. Например, экономические. Государство пытается противодействовать этому, но пока безуспешно. Поэтому обращение к министерству с просьбой изыскать дополнительные меры, способствующие сокращению таких студентов хотя бы на бюджетные деньги, – свидетельство того, что ситуация, как говорится, назрела.
И наконец, министру образования и науки Дмитрию Ливанову даны поручения подготовить предложения для закрепления независимой оценки студентов во время сессий и добавить в мониторинг вузов такой показатель, как мнение студентов и преподавателей о своем заведении.
Разговоры о привлечении независимых экспертов к оцениванию студентов идут давно. Вызваны они коррупцией вузовских преподавателей. Неделю назад Рособрнадзор вынес предложение организовать студенческие экзамены по принципу школьного ЕГЭ с присутствием сторонних экспертов. Наличие чужих людей на экзамене устранит коррупцию, считают инициаторы идеи.
А генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина рассказала обозревателю «НГ» о своем предложении вынести экзамены и вовсе за пределы вузов. И организовать независимые центры сдачи экзаменов. Но администрации вузов считают, что независимые эксперты не могут вмешиваться в факт оценивания знаний студентов.
«Независимая оценка качества образования, конечно, необходима, – считает проректор РЭУ имени Плеханова Леонид Брагин. – Но люди со стороны могут проверять в первую очередь компетенции, но никак не результат сдачи экзамена. Кроме того, все больше вузов использует все больше возможностей для организации как внутри вуза, так и извне какой-то независимой экспертизы оценки качества получаемого студентом образования. Например, мы вводим у себя такой элемент независимой экспертизы, что принимать экзамен у нас могут преподаватели, которые не вели данный предмет у студентов. Допустим, преподаватели с других кафедр».
По словам Леонида Брагина, на базе компьютерного класса каждый студент может самостоятельно проверить свой уровень знаний по какому-нибудь вопросу в форме ответов на задания теста. Кроме того, независимое тестирование студенту можно пройти в независимых центрах, специализирующихся на таком тестировании. «И возможность эта у наших студентов есть уже, – подчеркивает Брагин. – Конечно, и оценку при этом студент видит объективную, и дополнительное напряжение перед экзаменом этим самым снимается».
Напомним, что ранее в печати прошли сообщения, что некоторые вузы считают подобные меры наступлением на автономию вуза.