Соцсети служат в основном для поиска информации, прослушивания музыки и просмотра фильмов. Фото РИА Новости
Министерство образования и науки РФ опубликовало на специальном портале проект постановления правительства «Об антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Портал предназначен для обсуждения законопроектов, находящихся в разработке федеральных органов власти. Документ, выложенный для общественного обсуждения, планируют принять 26 июня 2014 года.
Как заявлено на сайте, «обеспечением антитеррористической защищенности организаций и минимизацией возможных последствий и ликвидации угроз» займутся непосредственно руководители образовательных учреждений и их вышестоящее начальство.
Конечно, радует, что законопроект выставляют для общего обсуждения. Правда, объявленные сроки вступления его в силу заранее проговаривают невозможность отмены в случае его ненужности, что делает бессмысленным и его обсуждение. Тем не менее повторю – приятен сам факт публичного обсуждения.
Антитеррористическая защищенность школ будет основываться на анализе вероятных угроз для того или иного региона, сведений о «численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности» нарушителей и их целей. Особое внимание будет уделяться не только простой безопасности школы (допустим, проверке, кто будет делать ремонт и т.д.), но и анализу своеобразного «самочувствия» школьного коллектива. Например, анализу общения школьного коллектива в соцсетях.
В связи с этим сразу же хочется вспомнить о недавнем исследовании Высшей школы экономики (НИУ), доклад о котором прозвучал во время Апрельской международной научной конференции. Речь там шла о том, насколько откровенны школьники в онлайн-общении.
Как показали данные опросов, около 80% детей имели на момент анкетирования свои профили в соцсетях. Удивительно, но факт: по этим показателям российские школьники опережают Европу, где в соцсетях живут немногим более 60% школьников. Как мы, возможно, замечаем по собственным детям, подростки часто занимаются в сетях самопрезентацией. Социологи ВШЭ с этим соглашаются, но добавляют, что при этом дети почти не дают подробную информацию о себе. Также довольно трудно понять их отношение к какому-нибудь явлению или предмету.
Если подробней, то исследователи, проанализировав соцсети, пришли к выводу, что около 70% школьников не пишут заметок о себе и своей жизни, не выражают большого желания использовать Интернет для самовыражения. Цели посещения виртуальной площадки гораздо прозаичнее. Школьнику нужна информация, пространство для обмена информацией и нужна площадка с целью заведения новых знакомств. А еще часто школьники смотрят кино, общаются с друзьями и слушают музыку. Проводивших опросы даже удивило, что подростки редко высказывают свою позицию по поводу каких-либо событий. Оценка, конечно, присутствует. Но в несколько завуалированном виде. Подростки тиражируют понравившуюся новость и выражают к ней чаще всего свое отношение с помощью специальных значков.
Даже если школьники и включены во многие сети, регулярно пользуются всего двумя-тремя. Большинство подростков (60%) регулярно проводят в интернет-сетях до трех часов своего времени. А 40% (из этих 60%) тратят на виртуальное общение еще больше, три–пять часов в день.
Среднее количество друзей у ребенка в сети – более 100. А вот в реальной жизни у них до 10 друзей.
Но это не означает, что в списки друзей подростков попадаются случайные люди. Абсолютное большинство школьников не склонны иметь в друзьях незнакомых им людей.
Здесь показателен случай, который сами учителя называют вполне типичным. В школе проходит дискотека. Школьники мало танцуют и мало общаются. В основном, как и положено, жмутся по стенкам. Но как только проходит дискотека и они возвращаются домой, начинается бурное виртуальное общение с теми, кого они только что видели на мероприятии.