0
11004
Газета Образование Интернет-версия

15.04.2014 00:01:00

Сколько будут реформировать экзамен

Тэги: егэ, вуз


егэ, вуз Несмотря на все усилия чиновников от образования, ЕГЭ, кажется, так и не удалось довести до ума. Фото PhotoXPress.ru

То, что случилось на прошлой неделе (имеется в виду заявление министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова о постепенном отказе от тестовой части единого государственного экзамена), расценивается многими экспертами как «сдача ЕГЭ без боя». Дескать, вот оно случилось, вбит первый гвоздь. Но на самом деле первый гвоздь в гроб единого экзамена забил не Дмитрий Ливанов, а российские вузы, открыв буквально в течение текущего года собственные лицеи. По сути, это возрождение системы специализированных школ при вузах. В их числе оказался и вуз – реформатор нашего образования – Высшая школа экономики. Набор в лицей НИУ ВШЭ начался с этого года.

Любопытна гипотеза, которой придерживаются ректоры, поддерживая открытие собственных школ и «усовершенствование» КИМов (контрольно-измерительных материалов), – мы, дескать, хотим, чтобы к нам пришла интеллектуальная элита. И подчеркивают: «Не дети элиты, а интеллектуальная элита». Кстати, и те, прежние школы при вузах, которые спокойно существовали еще со времен Советского Союза до тех пор, пока не превратились в места для особ приближенных, тоже начинали с того же самого лозунга – набирали будущую интеллектуальную элиту страны. Только вот спустя какое-то время основной костяк этих школ уже составляли «по счастливому совпадению» дети именитых родителей. Рыба ищет где глубже…

Помнится, что главный тезис, который выдвигался при построении системы ЕГЭ, был такой, что в вузы должны прийти умные дети из глубинки. Пришли. Но, судя по итоговым спискам, – опять просто дети региональной элиты. Осталось надеяться, что когда-нибудь чиновникам удастся доказать обществу, что экзамен – это не лифт, развозящий молодых людей навсегда вверх или вниз по карьерной лестнице, а всего лишь объективная оценка знаний ребенка строго на определенном этапе его жизни. И вот тогда…

На самом-то деле и вопрос, как собрать у себя интеллектуальную элиту, решается не исключительно методом отбора и набора. Директор казанской школы «Солнца» Павел Шмаков уже давно предложил довольно неожиданный, но результативный способ – создать открытую школу. Это такая школа, которая открыта всем. Пусть все, кто хочет и может, приходят и начинают в ней учиться (месяц, год, два, три). Пусть сначала пробуют, потому что элите приходится много вкалывать. Не тусить, а вкалывать. И тогда, когда они научатся вкалывать, будет уже неважно, каких кровей эти дети.

Павел Шмаков даже вывел свою формулу: интеллектуальная элита – это дети интеллектуально увлеченные. (Их, кстати, по мнению Шмакова, гораздо больше, чем просто талантливых детей.) И у казанского директора есть пример, когда ученики его школы выезжали в другие города, чтобы немного поучиться в лучших школах Москвы или Санкт-Петербурга. Снимали одну квартиру на несколько человек, с ними выезжала мама какого-нибудь ученика. И учились там несколько месяцев.

То есть отбор настоящей элиты на этапе школы не так уж и затруднен. Возможно, такую тему надо поднимать и вузам, если они действительно мечтают о мотивированном студенте.

Но дело ведь не только в том, что ЕГЭ должен выявить детей, способных учиться в наших престижных вузах. Вопрос ЕГЭ: а что делать другой массе не мотивированных, а просто обычных людей? Что делает ЕГЭ с ними? Кстати, это ведь с родителей этих детей стригут купоны торговцы заданиями по ЕГЭ. А теперь будут с новой силой (при реформировании экзамена) стричь вузовские преподаватели.

Проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович, у которого привычно берут интервью накануне вступительных экзаменов, уже не раз говорил, что возврата к прежней системе, когда в вузы поступало не более 15% студентов, нет. По той простой причине, что всем остальным было куда пойти работать и учиться еще. Сегодня функцию занятости молодежи выполняют только вузы.

Как рассказала обозревателю «НГ» курганская учительница Наталья Назимова, большинство ее выпускников учатся в вузах – на юриста, дизайнера, журналиста, продюсера и т.д. А вот те, кто уже окончил вуз, имеют один вид занятости для всех – торговля на местном рынке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1007
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
900
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1032
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
937

Другие новости