Обсуждение формы сдачи ЕГЭ все больше и больше заслоняет содержание экзамена. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин потряс на прошлой неделе депутатов Госдумы РФ вестью о распространении в Интернете фальшивых заданий ЕГЭ. В ответ на его заявления известный экономист Татьяна Клячко предлагает возобновить обсуждение темы размещения в свободном доступе реальных КИМов (контрольно-измерительных материалов). Напомним, что это предложение уже обсуждалось почти год назад в Аналитическом центре при правительстве РФ.
В конце прошлой недели замминистра Алексей Волин изрядно потрепал нервы депутатам, объявив о том, что в Интернете появятся фальшивые варианты единого госэкзамена. Таким своеобразным способом представитель Минкомсвязи предложил бороться с мошенниками, которые торгуют правильными ответами. Депутаты немедленно отозвались на это заявление, выступив с инициативой об организации проверки по факту заявления о размещении фальшивых заданий ЕГЭ.
Реакция педагогического сообщества тоже не заставила себя ждать – многие посчитали сообщение первоапрельской шуткой. «Метод очень старый, – написал участник учительского форума Pedsovet. org, – в период спаривания бабочек предлагалось распылять над полями феромоны, чтобы помешать влюбленным найти друг друга и оставить потомство на злачном поле...» Еще один из участников обсуждения предположил, что вместе с фальшивкой вполне могут пройти и реальные задания, потому что давно известно, где проще спрятать осенний лист. В осеннем лесу.
Депутаты тем не менее отреагировали на заявление вполне серьезно. И попросили разобраться соответствующие органы, действительно ли планируется подобный «вброс».
Кстати, буквально накануне этой истории депутат ГД РФ Владимир Бурматов направил в адрес министра внутренних дел Владимира Колокольцева информацию о 100 интернет-ресурсах, предлагающих помощь в сдаче ЕГЭ в 2014 году. Часть из этих площадок, по мнению депутата, имеет постоянных подписчиков, другая – предлагает услуги широкому кругу пользователей. Депутат полагает, что эти конторы имеют реальный доступ к ресурсам единого госэкзамена. И утечки материалов в этом году, несмотря на многомиллионные затраты на безопасность, не избежать.
Что любопытно, еще 5 июня 2013 года в Аналитическом центре при правительстве РФ эксперты, чиновники профильного ведомства и представители образовательного сообщества, обсуждая проблемы ЕГЭ, пришли к выводу, что кардинальное решение проблемы может быть только одно – разработать несколько тысяч заданий по каждому предмету и заранее публиковать их. Тем не менее представители Рособрнадзора заявили, что это будет слишком дорогостоящей процедурой, и предложили вместо этого «ужесточить меры безопасности экзамена».
Ужесточили установлением камер в пунктах сдачи экзамена. Но курс на «открытость» тем не менее учли. Банк открытых заданий прошлых лет существенно расширили: по данным Рособрнадзора, с 18 тыс. по ЕГЭ до 62 тыс. заданий ГИА (государственная итоговая аттестация для учеников 9-х классов). Такое многообразие заданий помогает школьникам прорешать именно те задания, что вызывают у них наибольшие затруднения. Некоторые осведомленные учителя из тех, кто решает со школьниками каждый год задачи из банка ЕГЭ, пришли к выводу, что очень часто задания сходны по содержанию и отличаются лишь небольшими заменами в условиях.
Ситуацию, возникшую в связи с обнародованием заявления Волина, прокомментировала для «НГ» директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, профессор кафедры государственного управления и экономики общественного сектора экономического факультета Высшей школы экономики Татьяна Клячко.
«Этим заявлением Минкомсвязи хотело подчеркнуть, что они будут поощрять покупку ответов на фальшивые КИМы, – считает Татьяна Клячко. – Это им нужно для того, чтобы потом люди, удостоверившись, что материалы фальшивые, навсегда потеряли бы интерес к покупке ответов на якобы реальные задания 2014 года. Возможно, там даже считают, что просто информации о наводнении Интернета фальшивыми ответами на КИМы будет достаточно, чтобы отбить охоту что-то покупать. И, следовательно, проблема с утечкой в Сеть ответов на экзаменационные задания и их покупки будет решена».
Тем не менее, по мнению Клячко, такая мера может стать крайне опасной практикой. «Это и дискредитация самой идеи распространения реальных КИМов (демоверсий прошлых лет) в Интернете для ознакомления с ними большой аудитории, и дискредитация самого ЕГЭ, как честного и непредвзятого экзамена, – поясняет Татьяна Клячко. – Есть опасность, что вслед за фальшивыми КИМами люди перестанут доверять любой информации, связанной с ЕГЭ. Я бы рекомендовала чиновникам такими вещами не шутить. Лучше выложить в Интернете не фальшивые ответы на КИМы, а настоящие. Например, более 10 тыс. заданий по русскому языку или математике. Проработав такое количество заданий, школьники, несомненно, повысят качество своей подготовки к экзамену. А если на экзамене они и встретятся с какими-то из этих заданий, то и в этом ничего страшного не будет».