Даже престижное образование не гарантирует успеха в будущем. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Высшая школа экономики составила топ-10 самых востребованных и самых не востребованных абитуриентами специальностей. Руководствовались баллом ЕГЭ, требуемым для поступления на выбранную в будущем сферу занятости. Рассматривали обучение как на бюджетном, так и на платном отделениях вузов.
В тройку самых востребованных направлений для поступления на бюджет вошли: международные отношения – со средним баллом ЕГЭ 86,4, востоковедение и африканистика – 84,8 балла, теория искусств – 84,1 и политология – 81,3. Столь высокие баллы объясняются не только престижностью учебного заведения но и сравнительно малым количеством бюджетных мест, отданных под эти специальности. Что интересно, те же самые приоритеты для абитуриентов сохраняются и в списке платного приема, правда, балл ЕГЭ при этом опускается до 75,3.
Самыми не востребованными абитуриентами остаются специальности, связанные с такими областями, как вооружение, металлургия, сельское хозяйство, водное хозяйство. Завершают этот топ-10 «Технологии легкой промышленности» со средним баллом ЕГЭ 54,5 на бюджетные места. А на платном отделении, в хвосте рейтинга, специальность «Морская техника» (43,4 балла).
Таковы желания студентов – видеть себя дипломатом на чужбине. Жизнь, конечно же, все расставляет на свои места. И, не поступив в вожделенные вузы, абитуриенты разбегаются по заведениям менее престижным. А вот дальше еще грустнее.
Мало-помалу население начинает привыкать, что даже обучение в самом лучшем вузе не является гарантией дальнейшего устройства на перспективную работу. В ВШЭ НИУ подготовили недавно еще одно исследование относительно характеристики коррупции в РФ. То, что большинство людей в России понимает под коррупцией, на самом деле не отражает всю полноту этого явления, делают выводы социологи. Коррупция в России в последнее время поменяла свою форму с рыночной на сетевую. Что это означает?
Рыночная коррупция основана на взятках. Сетевая коррупция отличается от рыночной тем, что здесь на первый план выходят связи. Все свои личные проблемы участники коррупционных схем решают в рамках существующих между ними неформальных связей, дружеских или родственных. Взятки, конечно же, есть и в сетевой коррупции, но они возможны только при наличии необходимых связей.
Кроме взяток в сетевой коррупции фигурируют различного рода услуги, например, помощь в получении желаемой работы, знакомство с нужными людьми или просто гарантия помощи в сложных ситуациях. То есть на работу устроиться по специальности можно, но сложно.
Есть и еще один малоутешительный момент – результаты западных исследований, которые говорят о том, что в России вероятность открыть новый бизнес выше у тех предпринимателей, которые уже присутствуют на рынке. Причина этого не только в опыте, но и в связях, которых нет у начинающих бизнесменов. И это самое интересное – такое характерно, замечают социологи, только для РФ. В странах Восточной Европы такой тенденции, например, не наблюдается. В общем, согласно выводам ВШЭ НИУ, такая коррупция может существенно мешать развитию страны.
Поэтому сколько угодно можно приглашать вузы или выпускников заняться бизнесом – все отлично понимают, что без связей и без поддержки сильных мира сего никто тебе не позволит развить свое дело в России. Без связей невозможно устроиться на хорошую работу. Многие вчерашние выпускники вузов в мегаполисах перебиваются случайными заработками без перспективы роста, постепенно забывая то, чему их учили в институте. Это сказывается самым серьезным образом на их дальнейшей судьбе.
Молодые люди, не имеющие постоянного заработка, не могут оторваться от своих родителей и начать самостоятельную жизнь. Будь это где-нибудь в Америке, такое положение вещей рассматривалось бы как удручающее. Но в России, привыкшей жить в коммунальных условиях, отношение к этому несколько расслабленное. Косвенным образом это подтверждает еще одно сообщение минувшей недели.
На ежегодной научной конференции новой экономической ассоциации «Междисциплинарные исследования экономики и общества» был представлен доклад студентки, которая опросила через социальные сети своих ровесников в России и США. Оказалось, что при прочих равных условиях российские студенты ощущают себя в большей степени независимыми, чем американские. Почему? Получилось так, что американские студенты связывают свою независимость с экономической независимостью от родителей. Для молодых же россиян зависимость от родителей является нормой, и молодой человек совершенно не тяготится тем, что проживает в отчем доме. Он же при этом свободен в своих поступках!
Вроде бы звучит парадоксально. Но на самом деле, проживая с родителями, молодые люди откладывают не только создание собственной семьи на потом, но и, обзаведясь семейными узами, при сложных бытовых обстоятельствах спешат вернуться под родительский кров, не умея и не желая брать ответственность на себя. А по большому счету – читай... и за страну. Так что неспособность и нежелание обеспечить себя материально существенным образом ударяет не только по демографической ситуации в государстве.
В связи с этим возникают предложения от самых разных структур ввести распределение выпускников вузов. Например, Союз ректоров РФ предложил пойти по пути заключения договоров со студентами, получающими бюджетное образование. Исходя из той точки зрения, что если государство платит за их учебу, то надо полагать, что делать оно это должно с выгодой для себя и поэтому обязано предоставить им работу.
Есть надежда, что все эти предложения носят исключительно добровольный характер. В противном случае, если государство начнет бесплатно учить только тех, для кого предусмотрены рабочие места, система высшего образования, доступного для светлых голов, просто рухнет. По причине отсутствия этих самых мест.