От просвещения до развращения в половом вопросе всего один шаг... Фото PhotoXPress.ru
Депутаты озаботились нравственным состоянием подростков. Беспокойство парламентариев вызывает «разгул» СМИ, которые «воздействуют на поведение молодых людей, формируя у них взгляд на женщин как на объект сексуального удовлетворения». В ГД РФ внесен соответствующий документ, предлагающий ограничить школьников от пропаганды сексуальных отношений. Если заявка парламентариев будет удовлетворена, под колпак правоохранительных органов попадут в первую очередь даже и не СМИ, как думают авторы пояснительной записки, а педагоги и детские писатели.
Напомним, что, согласно документу, предлагается внести изменения в ст. 6.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений), введенную в КоАП в прошлом году. Законопроектом предлагается исключить из названия термин «нетрадиционных» и распространить ее действие на пропаганду среди несовершеннолетних любых сексуальных отношений. Аналогичные изменения предусмотрены в ст. 14 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», а также ст. 5 Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
«В последнее время проблемой стало повышение сексуальной активности среди подростков одновременно с понижением возраста подростков, вступающих в сексуальные отношения. Следствием этого становится увеличение числа беременностей у девочек-подростков, что часто влечет за собой самые тяжелые последствия», – сообщается в пояснительной записке к законопроекту.
Большинство экспертов, опрошенных корреспондентом «НГ» по теме, заявили, что оздоровительные мероприятия в обществе, конечно, нужны, но, во-первых, они должны носить целенаправленный и одновременно с этим всеобъемлющий и комплексный характер. Что-то еще должно быть вкупе с запретительными мерами. Во-вторых, все настойчивей высказывались нашими спикерами опасения по поводу «зарытой собаки» – а не для расправы ли с неугодными СМИ под предлогом борьбы за чистоту детских умов придуманы эти «меры»?
В-третьих, если уж на то пошло, то сами родители сегодня совсем и не против, чтобы школа вводила уроки полового воспитания (или семейных отношений, как сегодня говорят). А кое-где они уже и проводятся. Получается, что в случае введения закона угроза попасть педагогу под пристальный интерес правоохранительных органов становится более явной. Не все уверены во вменяемости и интеллектуальном уровне потенциальных проверяющих.
Так что с введением такого законопроекта под удар попадают в первую очередь даже и не СМИ, а педагоги. При размытости критериев – это еще и дополнительная возможность для администраций школ быстро избавиться от «неудобных» педагогов.
В общем, круг вопросов к авторам проекта замыкается темой контроля и исполнения. Для того чтобы идея заработала, нужны какие-то формальные критерии, относящие потенциальный случай к пропаганде. С ними-то как раз и будет, по прогнозам экспертов, невероятно сложно.
Теперь предыстория вопроса. Озабоченность сексуальной распущенностью подростков в стране неоднократно высказывали многие ВИП- спикеры. Наиболее часто тему поднимали родительские сообщества. Памятны скандалы ушедшего года: например, акции уральских родителей, восставших против книг Ксении Драгунской (дочери знаменитого детского автора) и нашедших в ее рассказах и повестях элементы сексуальной пропаганды. Или возмущение зауральских родителей вызвали концерты балерины Анастасии Волочковой. Балерину критиковали за слишком «откровенный» для балета наряд.
Кстати, примерно после этих заявлений детский омбудсмен Павел Астахов в очередной раз призвал школы начать вводить у себя уроки семейного воспитания.
А еще до этих событий ВЦИОМ провел опросы родителей, чтобы прощупать настроение общества – готово оно или нет к вводу подобных уроков. Что касается отношения взрослых к теме полового воспитания детей, то здесь общество сильно полярно в своих оценках. Большинство высказавшихся в пользу таких уроков – это молодые люди, недавно окончившие школу (21–30 лет). За такие уроки выступают люди с высшим образованием (электорат Прохорова) и преимущественно люди крупных городов.
Категорически против – это жители маленьких городов (электорат Зюганова). В основном те, кто предпочитает замалчивать проблему, оправдывают это тем, что «дети сами все узнают со временем» и «в детях нужно воспитывать нравственность, а не просвещать их в вопросах взаимоотношения полов». И еще одно распространенное убеждение – «об этом должны с детьми говорить родители, и только они». 83% родителей уверены, что должны говорить с детьми об интимных отношениях между мужчиной и женщиной и о мерах предохранения от нежелательной беременности. Причем говорить надо, по мнению родителей, с учениками уже 5–9-х классов. (Кстати, а вдруг и родителей обвинят в том, что они занимаются пропагандой?) Опрашивая население дальше, социологи ВЦИОМа узнали, что с самими опрашиваемыми на эту тему в детстве взрослые не говорили.
То, что касается воспитания нравственности, то здесь, как считают практикующие психологи Ольга Коновалова и Виктор Сальников, опрошенные корреспондентами «НГ», произошла некая подмена функций. Ту роль, которую раньше играли уроки литературы в школе, взяли на себя глянцевые журналы. И формирование взглядов на вопросы взаимоотношений полов у подавляющей части подростков и молодежи происходит сегодня действительно под влиянием журнальных СМИ и телекинопродукции.
А социологи ВШЭ, изучающие проблему, уверены, что надо брать во внимание изменение среды вокруг ребенка. Сегодняшний ребенок с раннего детства, как считает профессор Высшей школы экономики (НИУ) Екатерина Поливанова, существует в «мире относительных ценностей и исчезающих образцов». И отмечает такую деталь, что даже дошкольники сегодня стали чувствительны к сфере «неоднозначных отношений между людьми». И пространство текста делится для них не по ясно заданному признаку «хорошее–плохое», но по различию характеров людей, отношению автора к миру и т.д. Тексты современных книг, делает вывод Поливанова, фактически предполагают гораздо более искушенного, чем в прошлые десятилетия, зрителя и читателя и предоставляют ему «гораздо большую свободу и открытость, предлагая действовать в ситуации неоднозначности и неопределенности».
Вот такие они, наши дети, которых мы хотим сделать лучше, не меняясь сами.