Идея единой методологии преподавания истории или литературы не так однозначна, как кажется. Фото PhotoXPress.ru
Президент РФ Владимир Путин 21 ноября на встрече с представителями культуры заявил о важности литературы в деле воспитания молодого человека и необходимости пересмотреть программы преподавания литературы и русского языка. Пока учителя раздумывают, как возьмутся за дело. А вот рвение чиновников уже просматривается.В Ставрополье, например, как сообщает местная пресса, после рейда по библиотекам изъяли книги эротического и мистического характера. Вредными для детей признали «эротические стихи» Сергея Есенина и «Лолиту» Владимира Набокова. По признанию представителей Ставропольской прокуратуры, эти книги несовместимы с задачами образовательного процесса. Правда, старший помощник прокурора края по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Курбангали Шарипов поспешил заявить, что прокуратура не изымает книги из библиотек, а лишь потребовала убрать их из открытого доступа, чтобы их мог видеть только взрослый персонал учебного заведения. «Если учителя хотят, они могут хранить эти книги у себя в шкафу под замком и спокойно читать в свободное время. Главное, чтобы книги не попали в руки несовершеннолетним», – отметил сотрудник прокуратуры.
Владимир Путин, похоже, взялся за учебники основательно. Есть подозрения, что вслед за единой линейкой учебников по истории на свет появится и единый взгляд на литературу. До исторического разговора Путина с писателями в конце прошлой недели состоялся малоприметный учредительный съезд Ассоциации учителей русского языка и литературы, на котором присутствовало более 250 педагогов из 82 регионов России. На ассоциацию и сам съезд возлагали большие надежды. Учителям, как пояснили на высоком собрании, очень нужна единая методология преподавания русского языка и литературы в школах.
На съезде, как и полагается, выбрали актив, который будет осуществлять эту сложную, но крайне важную идеологическую миссию. Известный учитель и член Общественной палаты РФ Сергей Волков не преминул рассказать в своем блоге, что новоизбранное начальство родом из Московского института открытого образования (МИОО). Судя по новым спискам эффективности, он как раз из числа неэффективных высших школ. Сергей Волков напомнил, что не раз сталкивался с «филологическими структурами МИОО» на олимпиадах и при других обстоятельствах и убедился в «недостаточном профессиональном уровне целого ряда работников этих структур».
Теперь вот представители этих самых структур избраны на высокие посты в ассоциации, призванной создать единую методологию преподавания литературы в стране (читай: будущую единую линейку учебников по литературе). Сергей Волков удивлен такой неразборчивостью администрации президента. Но удивляться здесь, собственно, нечему. Ведь сам же Сергей Волков, бесспорно талантливый учитель русского языка, заявляет со страниц Живого Журнала, что «идея единой методологии преподавания литературы неосуществима, если не вредна». И создание «единого литературного стандарта по образцу некоего единого историко-культурного стандарта... может быть небезопасным для творческой свободы учителя».
Возможно, опасения, что передовые кафедры и отдельные прогрессивно-мыслящие филологи престижных вузов разделяют подобный взгляд на преподавание литературы в школе, и подтолкнули администрацию президента искать союзников в неэффективных вузах. Есть заказ, как и кто его исполнит – в походных условиях уже не столь важно. Важно, что исполнит.
Как справедливо заметил в комментариях на эту тему экс-вице-президент Российской академии образования, а ныне просто академик РАО Виктор Болотов, не в первый раз первые лица страны указывают на важность преподавания отдельных предметов в школе. Все это свидетельствует о крайне непростой ситуации в нашем школьном образовании. И он же вспомнил, что особенно запоминающимся моментом во время обсуждения федерального государственного стандарта средней школы была драка за «Доктора Живаго» и «Тихий Дон». Мнения тогда разделилась почти поровну – какой роман предпочесть. Что называется – два мира, два образа мыслей.