Учащиеся новых ПТУ на практике и на учебе выглядят вот так... Фото предоставлено пресс-службой Первоуральского металлургического колледжа
Екатеринбуржцы предлагают изменить систему профтехобразования в России. В качестве базовой модели – эксперимент «белая металлургия», который идет в области вот уже несколько лет. В основу его положена немецкая система профессионального образования. Реформирование системы профобучения может еще и положительным образом сказаться на призыве в армию, полагают авторы новой реформы.Предложенная модель основывается на том, что изначально появляется производство. Примерно такое, как Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ). Современное промышленное предприятие, выпускающее продукцию экстра-класса. Понятно, что завезенное новое оборудование могут обслуживать только специально обученные люди. Далее выясняется, что таких людей в области и прилегающих территориях практически нет. А местные ПТУ и техникумы дать такие кадры не в состоянии, они обучают по какой-то своей программе и выпускают какие-то особенные кадры – в никуда.
Постепенно производственники понимают, что надо вкладываться в образование самим. Поэтому область и они складывают ресурсы вместе и идут на создание собственного техникума – так появился, например, Первоуральский металлургический колледж (ПМК). Проект реализуется этим колледжем, Первоуральским новотрубным заводом (ПНТЗ) и правительством Свердловской области в Образовательном центре, построенном на территории ПНТЗ. А с 2012 года – аналогичный проект появляется уже в Татарстане («Колледж будущего Татарстана» на базе Альметьевского профессионального колледжа). С помощью вышеназванных участников и правительства Татарстана. Выпускники колледжа будут обеспечивать кадрами весь машиностроительный комплекс республики.
Итак, появился колледж. С нуля. В качестве образца была выбрана немецкая (дуальная) система обучения, хотя изучено было немало, включая и китайскую. Но немецкое учение вообще в России как-то лучше приживается (вспомните систему высшего университетского образования). Смысл дуальной системы в том, что в обучении здесь принимают участие двое: учебное заведение и предприятие. На выходе получают качественного специалиста, который владеет несколькими профессиями и может, таким образом, сразу же приступать к работе на производстве.
Начинают производить набор в колледж. И что здесь удивило организаторов – к ним пришли люди с высшим образованием. «Этого не должно быть! Это неправильно!» – с удивлением рассказывал корреспонденту «НГ» акционер ЧТПЗ Андрей Комаров, прибывший читать лекции первокурсникам колледжа.
Набирают выпускников с 9-го класса. С 14 до 18 лет они проходят обучение в колледже по особому плану. Согласно учебному расписанию, 60% времени занимают практические дисциплины, 40% – теоретические. Во время занятий складывается сложная система практик с самыми различными предприятиями. Тем не менее обязательного распределения нет. Выпускники абсолютно свободны в своем выборе места работы.
По окончании обучения каждый из студентов сможет полноценно работать на современном металлургическом оборудовании, овладев 3–4 различными специальностями. Правда, в 18 лет они заканчивают обучение, и им надо идти в армию. Боясь, что уникальные кадры потом придется разыскивать по всей стране, руководство техникума договаривается, что военную службу учащиеся будут проходить недалеко от дома.
В 2012 году командование ВВС и ПВО Центрального военного округа подписало соглашение с правительством Свердловской области, группой ЧТПЗ и ПМК о прохождении выпускниками колледжа обязательной военной службы в одной части, расположенной в поселке Горный Щит. Выпускники там служат и получают при этом сложную военную профессию. Что еще любопытно, выпускники колледжа заранее готовились к службе и знали своих командиров в лицо.
Вышеописанные колледжи – лишь первые ласточки. Неповоротливая махина отечественного профтехобразования сдает прежние позиции с трудом. Большая часть ПТУ и техникумов в регионах по-прежнему выполняет функцию социализации, занимается «передержкой» молодежи в учебных заведениях. «Уж лучше пусть они у нас за партой сидят, чем по улице без дела болтаются», – откровенничают «не под запись» директора таких заведений.
Как сообщил недавно министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, современным требованиям подготовки кадров отвечают лишь 10% учреждений начального и среднего профобразования. Всего лишь столько приведены в соответствие с нынешними запросами рынка труда.
Екатеринбург–Москва