«Смысл жизни» и «Основы инноватики» – это лишь немногие из новых предметов, ожидающих школьников. Фото PhotoXPress.ru
Концепция единого учебника, которая будет обсуждаться 30 октября, в случае ее одобрения подтолкнет к появлению новых предметов в школе идеологической направленности. Почин уже заложил председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин, предлагая ввести в школу новые дисциплины.Еще в начале сентября на заседании бюро историко-филологических наук РАН, где обсуждалась подготовка концепции нового учебника по отечественной истории, Сергей Нарышкин предложил ввести в школьное расписание новый предмет «Народы и культура России». По словам спикера, школьные учебники в силу своего небольшого объема не могут во всей полноте учесть многообразие исторического наследия всех субъектов РФ, а также больших и малых народов, проживающих на территории России.
А неделей ранее спикер ГД РФ выступил в ходе заседания президиума Совета законодателей. И предложил ввести в школе уроки правовой грамотности. Впрочем, точного названия таким урокам пока нет, есть только идея. Сергей Нарышкин уверен, что знание Конституции у детей сегодня слабо, а прививать это нужно с детства. Учебником спикер предлагает заняться Российской ассоциации юристов. Cпустя несколько дней председатель Госдумы сделал еще одно предложение школе, теперь уже на Парламентской ассамблее Совета Европы. Оно касается преподавания документов Нюрнбергского процесса в школах. Спикер тоже считает это необходимым.
Призывы ввести такие предметы появляются чуть ли не еженедельно. И не только от спикера ГД РФ. Некоторые такие законопроекты еще находятся на подступах в Думу. Одно из предложений последних дней – уроки интернетоведения. За это ратует руководитель столичного Департамента информационных технологий Артем Ермолаев.
Чиновник предлагает, чтобы детям рассказывали о безопасном Интернете, о международных архивах учебных материалов и разных бытовых мелочах. Где-то на финишной прямой застрял законопроект о введении в школьное расписание уроков патриотизма. В недрах Патриархии гуляют слухи о введении в школы уроков нравственности. Список можно продолжать.
И все это – на фоне продолжающихся дискуссий в обществе о целесообразности ввода единого учебника и единых программ, суть которых очень емко объединил директор института «Эврика» Александр Адамский в одной из своих статей пусть немного и по другому поводу, но здесь очень к месту: «Если в общественном сознании доминируют единые смыслы, установки и даже ценности – управлять таким сознанием нетрудно. А если эти смыслы, установки и ценности еще и специально, целенаправленно формируются правящим политическим классом – совсем хорошо!»
Кстати, как сообщило интернет-издание «Фонтанка.ру», питерские учителя в преддверии своего профессионального праздника заявили на встрече со спикером петербургского парламента Вячеславом Макаровым о том, что единый учебник им в принципе и не нужен. «Такой учебник в нашей стране уже был, – приводит издание слова учителя истории Сергея Букинича, – и назывался он «Краткий курс истории ВКП(б)».
Свои замечания педагоги надеются отослать до 30 октября – решающего дня обсуждения единого учебника по истории РФ.