Бизнес пока не спешит с открытием собственных ПТУ. Фото PhotoXPress.ru
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов встретился с российскими участниками международных соревнований WorldSkills International (WSI). Команда молодых людей из РФ впервые участвовала в этом международном соревновании. На WSI проверяются скорость и качество работы учеников, получающих навыки начального профессионального образования. Наша команда в общем зачете заняла 41-е место из 54-х. Как говорится, первый блин оказался комом. Жаль, что таким большим.Хорошо в этой ситуации одно: учащихся принял сам глава министерства. Все-таки они старались изо всех сил. Плохо, что отдельные спикеры и блогеры в профессиональных сообществах пытаются, давая оценку случившемуся, свалить вину либо на колледжи, которые не располагают нормальной материально-технический базой (что в принципе верно), либо на фонд «Образование обществу», который занимался подготовкой ребят к WSI. Первые вообще функционируют системе вопреки. А второму «ответчику» еще надо сказать спасибо за то, что они открыли для России международные соревнования, которые проводились в этом году уже в 42-й раз...
А ведь еще долгое время после перестройки власти лелеяли систему профтехучилищ, отводя им роль социального амортизатора для трудных подростков, а потом вдруг резко признали, что ПТУ стране не нужны. С 1 сентября 2013 года Законом «Об образовании в РФ» официально закрепляется положение, что начальное профессиональное образование ликвидируется. ПТУ сливаются с техникумами.
Если быть точными, то крест на ПТУ поставили еще раньше, приняв решение об обязательной 11-летке. ПТУ, в которое поступали после 8-го класса школы, не устраивали реформаторов тем, что совмещали профессию и обучение. Это была практически та же школа с периодическими занятиями по профессии. Тем не менее этих занятий за четыре года набегало, видимо, достаточно прилично. Потому что в СССР система начального профтехобразования функционировала неплохо.
При введении 11-летки разделили образование и навыки, предполагая, что обучить профессии можно за несколько месяцев. Международный опыт давал более точную цифру – за восемь месяцев. Правда, при этом почему-то забывали добавлять, что отработка профессиональных навыков за рубежом происходит за счет всевозможных технических симуляторов и тренажеров, которые у нас никто и в глаза не видел.
Итак, основное образование ученик получает в школе и при желании получить профессию без высшего образования – в многофункциональном центре образования. Логика реформаторов была примерно следующей. Человек читает объявление, кто требуется на рынке труда, и идет в центр, чтобы получить там нужную ему профессию за относительно короткий срок. За обучение платят: он сам, либо служба по трудоустройству района, либо муниципалитет, либо организация, заключившая с ним договор, и т.д.
Сейчас считается, что уже нельзя получить одну профессию – и чтобы она кормила человека в течение всей его жизни. Установка теперь такая, что мы можем (и должны) многократно менять не только работу, но и профессию. В качестве исходного образца использовали опыт Китая: там в одном таком центре могут обучать разным специальностям. Срок обучения варьируется в зависимости от сложности выбранной профессии. Например, на переводчика учатся два года, а парикмахерскому искусству – четыре месяца.
Надо ли говорить о том, что такая модель качественно меняет состав обучающихся. Получается, что это уже не подростки с девиантным поведением, а зрелые мужи.
А что же подростки? Кое-где местные власти еще поддерживают старые ПТУ, если они успели вовремя сменить вывеску. Просто местной администрации так удобнее «передержать» молодых для сохранения спокойной обстановки в городе или районе.
Реальный успех есть там, где к решению проблемы подключаются предприятия. Так, например, Челябинский трубопрокатный завод открыл собственный образовательный центр – Первоуральский металлургический колледж. Инвестиции в проект составили около 700 млн. руб., из них 500 млн. предоставила сама компания. До принятия этого шага средний возраст работающих на предприятии достигал 45 лет. А потребность в рабочих руках – 2 тыс. мест. Кстати, два студента из Первоуральского колледжа в соревновании (WSI) по мехатронике заняли 19-е место из 33 возможных.
Сразу скажем, что это явление довольно редкое. Бизнес не спешит с открытием своих собственных ПТУ, потому что это экономически невыгодно. Куда целесообразнее импортировать рабочую силу из других стран.
Сейчас стало модным заниматься созданием кластеров. Если бывшее ПТУ (нынешний колледж) входит в число объектов, находящихся в радиусе двух-трех часов езды от привлекательных в инвестиционном плане и нужных данному району предприятий и вузов, ему можно в принципе не опасаться за свою судьбу – его присоединят к вузу. Мало того, может быть, в недалеком будущем выпускники университета, вдруг резко ощутив невостребованность свою на рынке труда, пожалуют в присоединенный колледж (центр) за профессией. А вдруг? По крайней мере публика там будет, как нам обещают, уже совсем другой.