Кадровый резерв в процессе обучения. Фото с официального сайта Международного образовательного форума «Летний кампус Президентской академии»
Под Казанью завершил работу Международный образовательный форум «Летний кампус Президентской академии». Девять дней 300 молодых людей из 27 регионов страны слушали лекции ученых, политиков, бизнесменов, чиновников. Кампус курирует администрация президента и ГД РФ. Организаторы мероприятия – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, руководство Татарстана и группа компаний АКИГ продемонстрировали, как можно ковать будущих лидеров.Мероприятие проводится второй год подряд. Удержать молодых людей в зале помогала в этом году не только удаленность от соблазнов большого города, но еще и дождливая погода. Как убеждали организаторы, участники летнего обучения прошли многоуровневый отбор, и в зале собрался настоящий кадровый резерв чуть ли не будущего руководства страны. «Вы вытащили счастливый билет, возвысились над обыденностью и убедили себя в том, что все, чего вы хотите добиться, – возможно. Сейчас у вас еще нет кораблей, но вы уже капитаны. И здесь представлены все виды кораблей: корабль власти, корабль науки, корабль глобального бизнеса, корабль частного бизнеса», – в таком духе напутствовали счастливчиков статусные отечественные и зарубежные спикеры, среди которых были председатель ГД РФ Сергей Нарышкин, зампредседателя правительства РФ Аркадий Дворкович, министры и губернаторы областей.
Будущая интеллектуальная элита (преимущественно совсем юные девушки в мини) демонстрировала чудеса выносливости, посещая в день трехчасовые лекции в количестве трех-четырех штук как минимум. А лекторы, чтобы молодежь совсем уж не истомилась, использовали новейшие образовательные технологии. Тренинги, мастер-классы, деловые игры, бизнес-симуляции, выступления в стиле TED talking (это когда надо ярко и образно донести какую-то одну мысль до аудитории) и т.д. В основном выступления экспертов были посвящены теме применения различных идей в сфере бизнеса. Но были и темы более глобальные. Студенты на самые яркие выступления реагировали очень эмоционально.
Например, после лекции Александра Прохорова, доцента кафедры управления Ярославского университета им. Демидова, юная студентка, выбежав на веранду корпуса, возбужденно кричала в трубку: «Нет, прикинь, такая лекция, я чуть с ума не сошла! Во мужик! Все по полочкам разложил. В России, говорит, все проходит циклически. Период застоя меняется революцией!» Никому не известный Александр Прохоров стал явным фаворитом лекторского корпуса. Чтобы послушать его еще раз, студенты игнорировали лекции на собственных факультетах. А сам Прохоров из-за этого каждый раз вынужден был менять тему, чтобы всем было одинаково интересно. На своих лекциях он постарался доходчиво объяснить, почему при неэффективном управлении в РФ все-таки достигают поставленной цели и что нужно и можно менять. Российская модель, по мнению лектора, является цикличной, и ей свойственно чередование двух периодов – стабильного и нестабильного. Стабильные периоды отличаются подавлением конкурентных отношений, отсутствием значимых преобразований, смягчением управленческих методов, деидеологизацией общественной жизни, улучшением материального положения большинства населения, стагнацией в кадровой политике. Особенностями нестабильных периодов являются поощрение конкурентных отношений, появление социальных лифтов, повышение роли идеологии в обществе, ужесточение взыскательных мер и увеличение объема финансирования, активные преобразования структур управления, ускоренное обновление и постоянная ротация кадров. Эксперт поразмышлял о влиянии русского мировоззрения на режим управления, закладывающего двойные моральные нормы и стереотипы мышления. Он заметил, что тысячелетний сельский уклад жизни россиян закрепил ряд поведенческих особенностей, среди которых, с одной стороны, – созерцательность, склонность к науке и искусству, возможность длительного бездействия, с другой – способность мобилизации внутренних ресурсов. Студенты слушали, что называется, внимая…
Надо сказать, что выступление Прохорова затмило даже консультации западных экспертов, которые, по слухам, проводили коучинг с представителями аж самой британской разведки… И вообще, на форуме было много сказано того, что не грех и процитировать, потому что это напрямую касается образования будущего. «В мире нет идеального общества, но наша цивилизация стремится к реалистичной утопии – среде, в которой реализованы все материальные и духовные потребности людей», – говорил, например, Робин Льюис, профессор РАНХиГС. Ученые охотно делились данными своих наблюдений и официальной статистики. Профессор института политических исследований Бордо (Франция), университета Париж III – Новая Сорбонна Мария Мчедлова, например, в своем докладе привела статистические данные опроса среди молодежной аудитории западноевропейских стран. Согласно этим цифрам, большинство молодых людей сегодня стремятся иметь достаток и хорошее здоровье и жить в более справедливом и разумно устроенном обществе. Сегодня произошло, по мнению эксперта, возвращение ценности труда. А на первый план выходят способность оперативно реагировать на «актуальные вызовы, постоянно обучаться чему-то новому, допускать неопределенность и умение адаптироваться к ее условиям». А вот что говорил ректор РАНХиГС Владимир Мау: «Сегодня образовательные программы настолько гибки, что успешные люди редко работают по специальности». Или еще: «По некоторым прогнозам, в течение 10 лет проблема адекватного компьютерного перевода будет решена. Разница языков будет не столь значима в вопросе доступа к иностранным образовательным ресурсам».
А вот из советов будущим лидерам. «Если вы хотите быть эффективными коммуникаторами, вы должны быть жадными до знаний, общаться с разными категориями людей, учиться, читать по три книги в неделю», – рекомендовал профессор Джорджтаунского университета Сэмюэл Потоликкио. А в качестве примера площадки дополнительного образования лектор рекомендовал онлайн-университет на платформе iTunes, где сосредоточен банк лекций и информационных материалов ведущих университетов мира.
Участников форума учили и каким-то практическим навыкам. Проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов иллюстрировал типичные ошибки россиян при международных коммуникациях. Например, наши люди грешат употреблением сложноподчиненных конструкций и пословиц в речи, которые совершенно не нужны при беседе с иностранным партнером. Коучеры учили, как преодолеть волнение перед аудиторией. Напоминали, какие вещи неприменимы в ходе переговоров и выступлений. Например, при публичном выступлении нельзя шагать из стороны в сторону, стоять в закрытых позах. При этом сами лекторы (в основном из бизнес-сообщества) порой с трудом преодолевали волнение, метались по сцене и стояли в закрытых позах. Впрочем, благодарные студенты им прощали все.
Казань–Москва