0
5504
Газета Образование Интернет-версия

01.08.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Конфликт интересов на почве ЕГЭ

Александр Абрамов

Об авторе: Александр Михайлович Абрамов – член-корреспондент Российской академии образования.

Тэги: школа, егэ, конфликт


Ситуации с единым госэкзаменом (ЕГЭ) в стране вызывают серьезную обеспокоенность у Генеральной прокуратуры России и требуют радикального прокурорского вмешательства, заявил 30 июля первый заместитель главы надзорного ведомства Александр Буксман. По его словам, «уже не первый год серьезное беспокойство общества вызывает практика проведения в средних школах ЕГЭ, задуманного в свое время как эффективная антикоррупционная мера при поступлении выпускников школ в вузы».
Эта же тема – проблемы ЕГЭ – стала предметом обсуждения в Общественной палате 22 июля. Об этом чуть ниже, а сначала необходимое введение.
Принято такое толкование: «Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующее специальных знаний с представлением мотивированного заключения». Системная организация экспертных служб в стране – задача чрезвычайно важная и актуальная. Это главное средство защиты от дурака, жулика и непрофессионала. Очевидно, например, что рост числа техногенных катастроф и аварий (будь то катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС или пуски «Протонов») говорит не только о падении производственной дисциплины, но и об игнорировании мнений экспертов, неоднократно обращающих внимание на тревожнейшие тенденции.
Вся история ЕГЭ, начиная с года его рождения (2000-й), – это цепь вопиющих нарушений естественных процедур принятия решений. Общая концепция, отчеты о ходе так называемого эксперимента, ежегодные полные отчеты об итогах года отсутствуют. Соответственно отсутствуют и обобщенные экспертные заключения.
Общественная экспертиза велась постоянно: количество критических выступлений в СМИ и профессиональной печати зашкаливает. Но столь же постоянно мнения оппонентов ЕГЭ игнорировались: «Нехай клевещут!» Ежегодно, после очередных скандалов, Минобрнауки утверждало: «Недостатки действительно есть, но на следующий год мы все усовершенствуем». На следующий год повторялось то же самое.
Теперь о последней «экспертизе» ЕГЭ в Общественной палате. Выделю три обстоятельства.
Во-первых, прозвучали вполне сенсационные радикальные предложения. О выделении двух уровней экзамена: базового и профильного. По существу, речь идет о разделении выпускного и вступительного экзаменов. Кроме того, предлагают отказаться от тестов. Вернуться к устным и письменным формам (вплоть до сочинения!). Еще одно предлагаемое нововведение – открытые публикации заданий с резким увеличением вариантов (это главное средство борьбы со злоумышленниками, мошенниками и хакерами). Все это и многое другое постоянно предлагалось критиками ЕГЭ в течение 12 лет. Тем самым начался явный отход от первоначальной идеологии ЕГЭ, что есть косвенное признание крупных ошибок и отступление организаторов затеи.
Во-вторых, осознавая сложность проблемы «модернизации» ЕГЭ, участники собрания заявили о предстоящих изменениях с 2015 года. Проблем действительно много: повышается субъективность оценок, резко возрастает вероятность ошибок при составлении заданий и недопустимых разбросов в их сложности. Но главное в том, что в следующем году система сохраняется. А тем самым кошмары года настоящего сохранятся и обретут новые формы.
В-третьих, фантастическое впечатление производит набор «экспертов». Это министр Дмитрий Ливанов, которому следовало бы вместо новых предложений представить отчет о проделанной работе; главный инициатор и идеолог ЕГЭ, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, неожиданно резко поступившийся своими принципами, которые он отстаивал 10 лет; один из отцов-основателей ЕГЭ, бывший руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов. Теперь это называется независимой экспертизой?! Конфликт интересов у этой Большой тройки очевиден. При таком стиле работы Общественную палату вскоре придется переименовать в общественную палатку.
На том же заседании председатель профильной комиссии Совета Федерации Зинаида Драгункина заявила: «Дискуссия на тему «быть или не быть ЕГЭ» окончена». Действительно, формально с 1 сентября вступает в силу Закон об образовании, исходящий из наличия ЕГЭ. Да нет: дискуссии только начинаются. Как показали события этого года, слишком велики риски от «объегэривания» Всея Руси – бессмысленного и беспощадного.
Что делать? Предложений три.
1. Минобрнауки и Рособрнадзор обязаны опубликовать полный отчет о результатах ЕГЭ в этом году. В частности, необходимо указать, выполнено ли правительственное решение о достижении в этом году запланированного значения так называемого децильного коэффициента.
2. Необходимо создать подлинно независимую комиссию для расследования всех обстоятельств, связанных с внедрением ЕГЭ. В случае, если такая комиссия не будет создана решением президента или премьера, придется ее формировать Генеральной прокуратуре: есть поручение президента о расследовании нарушений при проведении ЕГЭ в этом году.
3. Ввиду вопиющего конфликта интересов ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов обязан подать в отставку с поста председателя комиссии по развитию образования Общественной палаты. В случае его отказа соответствующие меры должен принять председатель ОП академик Велихов. Все-таки элементарные правила приличия следует соблюдать.
Проблема независимости судов и независимости экспертиз – из одного ряда. Нерешенность первой – проявление непрофессионализма при проведении экспертиз на предмет соответствия закону. Вторая много шире; ее нерешенность – проявление зашкаливающего непрофессионализма во всех без исключения сферах жизни страны.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
799
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
999
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
913
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
908

Другие новости