Людмила Путина искренне хотела что-то поменять в нашей школе к лучшему. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Сегодня тема номер один в СМИ – развод Владимира и Людмилы Путиных. Ну и, разумеется, в центре внимания персона самой супруги президента Людмилы Путиной. Мне довелось всего лишь несколько раз видеть первую леди страны на некоторых мероприятиях и один раз – в узкой группе журналистов – задать ей пару вопросов. Общее впечатление о ней: она замечательная женщина. Но не менее интересно для меня то, что делала супруга президента.В отличие от других высокопоставленных жен она не занималась «имиджевой» повесткой дня. Она делала вещи без лишней помпы и глубоко важные по смыслу. Возможно, в период нарастания сложностей в своей собственной семье Людмила Путина увлеклась психологией взаимоотношений полов. Я присутствовала на презентации дисков с циклами бесед семейного психолога Ольги Троицкой, выпущенных под руководством Людмилы Путиной. Вслед за изданием дисков первая леди заговорила о важности преподавания в школе предмета «Этика и психология семейных взаимоотношений». Но, видимо, не имея союзников и не будучи до конца уверенной в том, что сложный предмет будет преподаваться в школе на должном уровне, супруга президента не довела дело до логического конца.
Конечно, риск того, что хорошее дело провалят примитивным исполнением, в нашей стране достаточно велик. Например, как проводили в наших сельских школах уроки предпринимательства: учитель на свои деньги покупал на рынке мешок картошки, потому что собрать «урожай» с класса не удавалось. Затем дети мыли картофель, расфасовывали в пакеты и несли продавать на рынок. Естественно, продать удавалось не все, и оставшуюся продукцию дети разбирали по домам. Начальство рапортовало наверх, учитель считал убытки.
Что можно сотворить с предметом «Этика и психология семейных отношений», можно себе только представить. Неудачная продажа картофеля – это просто цветочки по сравнению с вторжением топора в тонкую психику подростка. Тем не менее функцию просветителя юных умов сегодня смело берут на себя глянцевые журналы. И это довольно опасное явление. Психолог Ольга Маховская дала проводимой ими линии вполне четкое определение: «Философия инфантильного гедонизма». И цели журналов, по ее мнению, непритязательны – создать нечто вроде «клубов анонимных эгоистов», ловящих кайф от «непрерывного доминирования над другими», так и не добившихся развития собственного «я».
Разговор же с подростком, советуют психологи, на подобные темы надо строить с учетом специфики возраста и интересов. Сексуальный интерес не стимулировать, а, возможно, переводить в сферу некой научности и нравственности. Благо сейчас на эту тему проводится масса исследований. Подтверждаются какие-то гипотезы, отвергаются прежние предположения. И, разумеется, множество открытий в области, например, генетики требуют адекватного восприятия их обществом. В общем, обо всем этом с подростком нужно и важно говорить.
Моя знакомая студентка-первокурсница рассказала мне, как батюшка в церкви говорил с ней о внебрачных отношениях: «Вы считаете, что вступили в половую связь с партнером и подумаешь – какая ерунда! Дружеский секс! Совершенно не предполагая при этом, что у вас же обмен с партнером идет на уровне ДНК. Раньше желание быть единственно верным своему супругу позволяло нашим предкам сохранять свою ценную ДНК, а что же рушим мы сегодня?»
Батюшки могут говорить даже так. А учителя? Тут есть одно интересное наблюдение. Если в школах советского периода считали, что детей от темы секса надо отвлекать и желательно – сбором металлолома, то сегодняшние учителя считают, что дети информированы об этом больше их, и поэтому разговоров здесь не надо. Примерно, как сегодняшние комментарии политологов на развод президента: «Развод президента не повлияет на самочувствие общества!»
А кто это вам, уважаемые политологи, такое сказал! На ваше, может, самочувствие и не повлияет. Но для населения в глубинке это – не что иное, как разрушение фундаментальных ценностей. Вон, почитайте документы, которые сами же пишете и которыми народ потчуете: «Преданность государству, национальной идее и стране – сродни преданности семье и жене...» Вообще-то налицо поворот политического курса страны в сторону западных ценностей (пусть пока – семейных).
Но вернемся от политиков к детям. Психологи давно обратили внимание на то, что уже в подростковом возрасте формируются предпочтения, касающиеся качеств, которые в будущем мы ищем в своих партнерах. Поэтому девушке еще в школе надо внушить, что то, как будет прогнозировать свою будущую жизнь с ней ее избранник, – вещь для нее архиважная. И думать, мол, пусть он там болтает про нас что хочет, все равно будет так, как я захочу, – путь ошибочный. Переделать кого-то под себя наверняка не получится.
Любовь чаще творит чудеса не с теми, кого мы любим, а с нами самими. И, конечно, психологи напоминают, что есть какие-то базовые вещи, которые необходимо знать еще со школьной скамьи. Например, как формируется химия любви? Что, например, творят с нами дофамин и серотонин? Почему чувство привязанности вытесняет чувство любви? Почему мысли об объекте нашей страсти занимают более 90% нашего времени? Почему согласно исследованиям нейробиологов, любовь живет 12–18 месяцев и что приходит потом?
Джордж Вашингтон призывал свою внучку страшиться любви, потому что «зов страсти неодолим». Не предлагаю учителям следовать приемам запугивания президента Вашингтона, но надо помнить, что в основе суицидальных настроений сегодняшних подростков чаще всего лежит безответная любовь. А значит, все, что касается психологии двоих, – это очень и очень серьезно.