Времена другие – формы работы с партактивом те же... Фото с официального сайта партии «Единая Россия»
Премьер-министр правительства РФ Дмитрий Медведев прочитал лекцию в рамках проекта «Гражданский университет», который фактически возрождает традиции университетов марксизма-ленинизма. Проект ориентирован на систему партийного обучения и практической подготовки. А заместитель секретаря генсовета партии «Единая Россия» Андрей Исаев сообщил о том, что планируется открыть при ряде вузов политические классы для обучения менеджеров. К сентябрю этого года планируется запустить партийные школы во всех регионах РФ. В настоящее время, по словам Исаева, школы работают в 17 регионах.На своей первой лекции в Гражданском университете премьер демонстрировал попытку увести проект от предшественника – университетов марксизма-ленинизма. «Это проект без каких-либо штампов», – заявил он. И говорил больше о партийном строительстве, уровне политической культуры в России, умении вести открытый диалог с людьми и избирателями, повышении квалификации в партийных структурах. В университете, по словам Медведева, выступят яркие специалисты, интересные люди, политологи и ученые, которые поведут рассказ «о магистральных путях развития человечества». Но, как показали первые же вопросы и отклики слушателей, партийцы все-таки ждут формулирования более четких задач и рассматривают такую школу скорее всего как чистый ресурс обучения пропаганде.
По мнению Дмитрия Медведева, время непубличной политики прошло, и пришло время быть «жесткими с оппонентами, но не хамить, решать спорные вопросы через суд и активнее использовать социальные сети Интернета для диалога».
Темы, поднятые в обсуждении, прежде всего наводят на мысль, что с созданием сети партийных школ поспешили после нескольких крупных публичных скандалов с участием единороссов и их идеологических оппонентов, из которых партия власти вышла, мягко говоря, неся «имиджевые» потери. Теперь восстанавливать облик бойцов будут, повышая их образовательный уровень.
«Сегодня политическая культура динамично развивается на пространстве Интернета. Но Интернет – живая среда, которая никому не принадлежит. В нем нельзя начать кому-то нравиться раз и навсегда. Поэтому надо постоянно стремиться быть убедительными и энергичными всегда», – заметил во время лекции Дмитрий Медведев. Кстати, согласно последнему опросу фонда «Общественное мнение», около 30% пользователей Сети утратили бы с исключением из их жизни Интернета главный источник информации. Так что с учетом ежегодного прироста интернет-аудитории в 11% тема становится еще более актуальной.
Но Интернет способствует еще и многому другому, что едва ли берут во внимание тех, кто пытается возродить ленинские пропагандистские университеты. За рубежом сейчас очень много говорят о том, что идет глубокий процесс трансформации, связанной с изменением логики социального поведения людей. В цивилизованном мире стараются все больше уходить от ярлыка «общества потребления». В политической литературе есть такой термин «общество переживания».
В этом обществе человек ориентирован на то, чтобы прожить жизнь интенсивно, ярко и глубоко. «Проживи свою жизнь» – таково кредо этого другого общества. Эта трансформация дает о себе знать в выборе образования и профессии, в мотивах создания семьи, в разного рода индустриях, например, туризме и т.д.
Это не означает, что в этом обществе не существует каких-то сложных структурных образований, но феномен «индивидуалистических установок» там очень явно обозначен. И Интернет еще больше способствует этому процессу. Протестные движения в России ряд зарубежных авторов тоже относят к процессу формирования этого другого общества. Участие в протестах имело необычайно интенсивную эмоциональную окраску. Люди не просто пережили какие-то очень сильные моменты своей жизни. Они пережили новые неожиданные эмоции, связанные с искренностью, честностью, обретением чувства собственного достоинства.
Очень любопытно, что Дмитрий Медведев ссылается при описании нового проекта на китайский опыт партийных школ. Но в том-то и дело, что китайское образование – это образец крайне дифференцированного образования. Там, с одной стороны, присутствует образованная элита, которая получила свое образование в основном за рубежом, и – с другой стороны – не получившая в нашем понимании высшего образования основная масса населения. И само китайское общество на сегодняшний день – яркий образец «общества потребления».