Специализированные школы при вузах опять востребованы. Фото РИА Новости
Возможно, скоро в России появится сеть школ для одаренных детей, об этом сообщил на заседании Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России зампредседателя совета ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов. Причем создавать такие школы предлагается на базе ведущих вузов. Конкурсный прием в них будет вестись с 8-го, 9-го или 10-го классов...Одним словом, все новое – хорошо забытое старое. Ведь еще недавно при вузах существовали такие школы, которые были потом закрыты, потому что прием в вузы через них нарушал принцип равнодоступности высшего образования в стране.
Впрочем, как поспешил заверить Ярослав Кузьминов, выпускники предполагаемых университетских лицеев не будут иметь формальных преимуществ по зачислению в «свои вузы». Создание новой сети школ при вузах обосновывают сегодня тем, что разрыв между школьными и вузовскими практиками развития одаренных детей cущественный, и его нужно как-то преодолевать. Школьные предметы охватывают только 25% научных областей, и в результате у школьников нет практически никакой возможности примерить к себе будущие профессиональные роли. А олимпиады и исследовательские конкурсы по так называемым предметам ранней профориентации, не входящим в школьную программу, очень важны. Речь идет о таких областях знаний, как астрономия, инженерия, экономика, робототехника и т.д.
Кроме этого, президент Российского союза ректоров, председатель Российского совета олимпиад школьников, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий предлагает выработать еще и систему сопровождения талантливых студентов в вузе, чтобы соблюдалась преемственность.
Идея покровительства молодым талантам хороша и в принципе находит понимание у общества. Большинство наших граждан против уравниловки и понимают, что культуру развивают немногие талантливые люди, а талант должен получать значительно больше остальных.
Но... Общая ситуация с коррупцией рождает неверие честного набора в спецшколы. Об этом свидетельствуют и данные последних опросов ФОМа и Высшей школы экономики, которые приводились тут же, на совещании. Большинство наших граждан уверены, что отдельные школы для одаренных детей нужны, но имеются серьезные сомнения в том, что действующие элитные школы действительно отбирают таланты. И нет гарантии, что в ближайшем будущем ситуация изменится.
Согласно последним опросам, только 19% родителей считают, что отбор идет преимущественно по способностям. 48% полагают, что частично по способностям, а частично за вознаграждение. И 20% убеждены, что весь набор в хорошие школы идет по знакомству или за деньги. Интересно, что самая низкая доля «идеалистов» – среди состоятельного населения, чьи дети во многом и составляют контингент таких спецшкол. 45% обеспеченных родителей устраивают своих детей в гимназии и лицеи. Неверие в отбор по способностям в данном случае показательно: ведь богатые люди лучше осведомлены о том, как на самом деле осуществляется набор в такие спецшколы.
Что же касается детских талантов, то общая установка правительства насчет юных россиян известна: неталантливых детей нет, все дети способны в чем-то. И главное, надо успеть взрослому заметить, в чем именно способен ребенок, и в дальнейшем всячески способствовать развитию его. А что думают об этом простые граждане?
Согласно опросам, две трети россиян считают, что потенциально одаренных людей много и что одаренность можно вырастить, воспитать – это не только дар божий, но и ежедневный труд. Причем развитие талантов, считают россияне, – это обязанность исключительно государства. На ведущую роль семьи в этом процессе указывают только четверть граждан.
Видимо, поэтому зампредседателя правительства РФ Ольга Голодец все время отмечает в своих отчетах, что сегодня «50% детей заняты в системе дополнительного образования, а конечная цель – довести эту цифру до 75%»... Желание Голодец скорее всего сбудется, потому что российский родитель в большинстве своем очень мотивирован на любые подвиги ради своего ребенка. Согласно данным исследования, подавляющее большинство родителей готовы ради развития таланта ребенка отказаться от важных жизненных благ (75% против 11%), оплачивать дополнительное образование ребенка (65%).
Но самое удивительное, почти 40% беднейших граждан, тех, кому денег не хватает даже на полноценное питание, готовы тоже платить за учебу своих детей, а 13% уже платят. Среди людей с высоким уровнем достатка – таковых уже около 70%.