Студенты ждут от высшей школы не политики, а знаний. Фото РИА Новости
Доктор социологических наук Ольга Крыштановская обнародовала итоги Всероссийского исследования «Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры». Работа выполнена «Лабораторией Крыштановской» . На фоне обострившейся конкуренции за умы студентов между властью и оппозицией новые данные лишний раз подтверждают ту мысль, что возня взрослых самой молодежи малоинтересна.
Напомним, что в конце прошлой недели появились сообщения о том, что администрация некоторых московских вузов принуждает студентов участвовать в марше «В защиту детей», состоявшемся в минувшую субботу. Соответствующие сообщения появились на страницах Московского художественно-промышленного института (МХПИ) в социальных сетях.
«МХПИ! Обязательное мероприятие для всех. Срочно собираем людей на парад, который будет проходить в эту субботу (2 марта)», – написали в сообщении в группе «Планета МХПИ» в соцсети «ВКонтакте». За участие в акции студентам обещали закрыть два долга по гуманитарным дисциплинам или теоретические зачеты. Впрочем, зазывалы студентов на марш не ограничились лишь обещанием хороших оценок, но и попытались призвать к дремлющей совести студентов. Но, похоже, все впустую. Позднее Союз ректоров России выразил свое недовольство и желание разобраться в истории принудительного приобщения студентов к политике. А администрация вуза поспешила уверить общественность, что участие студентов в такого рода мероприятиях может быть только добровольным. Вот такие нешуточные страсти вокруг равнодушно взирающей на всю эту войну молодежи.
И, как подтвердила эту мысль на конференции сама Ольга Крыштановская, молодежь по-прежнему мало интересуется политикой. Только каждый четвертый студент признался, что политика «занимает его». В опросах социологов лаборатории приняла участие молодежь от 17 до 30 лет из 25 крупных городов РФ, которую условно поделили на четыре группы: студенты гуманитарных направлений, студенты технических специальностей, молодые специалисты, а также рабочая молодежь без высшего образования.
Помимо всего прочего социологи выяснили, что среди опрошенных доминируют либеральные ценности. Особенно это характерно для участников опросов в Центральном федеральном округе. База для протестного движения зреет в умах молодых специалистов. Националисты популярны на Урале и юге России. Однако 90% молодежи заявляет, что пока еще нет партии, которая отстаивает ее интересы. Больше молодых интересует их собственная жизнь и карьера, хотя и здесь четких жизненных или профессиональных целей и планов нет.
Будущее для самой же молодежи туманно и неопределенно. По словам исследователя, получив профессию, молодые люди не идентифицируют себя со своей профессией. Специальность, получаемая в вузе, не дает ныне молодым профессии, которая могла бы создать основу их благополучия на долгие годы. Они чаще называют себя безработными, даже если работают. В связи с этим исследователи ввели категорию «новые безработные». Так социологи назвали группу молодых людей, которые имеют подработку, но не имеют работы, кто не понимает, как и куда двигаться при нынешней системе. Вместо традиционных профессий вчерашние студенты получают промежуточные: вместо учителя – репетитор, вместо журналиста – фрилансер, вместо юриста – консультант и т.д.
А если нет уверенности в собственном будущем, выпускник вуза начинает думать, что страна катится в пропасть и «ловить здесь нечего». Среди желающих эмигрировать значительный процент составляют специалисты, затем технари и рабочие. И меньший процент среди желающих это сделать составляют гуманитарии. Социологи здесь выводят такую закономерность: чем меньше человек путешествовал, тем больше он хочет уехать.
Основными проблемами в своей стране молодежь считает коррупцию и воровство. Отсюда – корни нигилизма и критики действий власти. При этом, по мнению исследователей, молодежь не знает, как устроена политическая система в РФ, из чего она состоит и т.д. Основной функцией власти молодежь считает: раздачу пособий, пенсий, субсидий и кредитов; организацию досуга молодежи и помощь ей в трудоустройстве.
Еще одна деталь исследования – в сегодняшнем молодежном мироустройстве нет понятия и наполненности срединного мира – мира высоких профессионалов, на которых хотелось бы равняться. Весь мир молодых людей, по мнению Ольги Крыштановской, разбит на две группы: микромир, где есть сам молодой человек или девушка, родители, друзья. Потом идет резкий скачок, и начинается макромир, где царят телеперсоны. Отсутствие этого «срединного мира» как раз и не позволяет молодому человеку осознать ценность приобретаемой ими профессии.