Стандарт предписывает: учитель должен уметь водить детей в походы и на экскурсии.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
На сайте Министерства образования и науки РФ появился проект профессионального стандарта педагога. Рабочую группу по разработке концепции и содержания стандарта возглавил Евгений Ямбург, член Общественного совета при Минобрнауки РФ, директор центра образования № 109 г. Москвы. «Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля», – сообщается в документе, регламентирующем каждый шаг и без того замученного лишним контролем школьного учителя.
Первое впечатление от прочитанного документа: как много и сколь многим учитель должен... Начало обсуждения стандарта учителя было положено еще в памятный 2010 год, нареченный властью Годом учителя. Тогда надо было как-то ударно отметить учительство. А события шли, как назло, праздничной атмосфере совсем не соответствующие.
Напомним, что в 2010 году много шума наделали истории с избиением учителей подростками. После случая с шелеховской пенсионеркой-учительницей, которую пинали на уроке физкультуры школьники-отморозки, стали раздаваться голоса учителей, что педагога надо бы как-то защитить. Но на свет появился совсем другой документ, не защищающий учителя, а обязывающий. Стандарт (впрочем, тогда его еще называли кодексом, а был он меньше по объему) учителя, как и полагается, спустили для обсуждения в массы.
И учителя резко раскритиковали его, обозвав «уголовным кодексом». «Люди, его составляющие, вообще-то имеют хоть какое-то отношение к образованию или нет? – в лоб спросили учителя тогдашнего министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. – Интересно, какого такого учителя имели в виду составители стандарта, когда писали следующее: «Учитель не должен использовать «в личных целях» телефон и компьютер, требовать дополнительного вознаграждения за свою работу и распространять сплетни»?
Нынешний стандарт учел уроки прошлого, но не настолько, чтобы окончательно отмежеваться от предшественника. Так что это вообще – тотальный контроль над каждым учителем? Или все сделано всего лишь для удобства проверяющих чиновников?
Введение стандарта после пилотной фазы предполагается с 1 сентября 2014 года. Ответственность за внедрение проекта предполагается возложить на еще не созданную общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт учителя-2013». Как говорится в преамбуле документа, профстандарт «должен прийти на смену морально устаревшим документам, призван прежде всего раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию». Разработчики трактуют стандарт (обращенный к личности педагога) как «инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень».
Характеристики успешного педагога заключаются в том, что он готов к переменам, мобилен, способен к нестандартным трудовым действиям, ответственный и самостоятельный в принятии решений. Теперь – что учитель должен в обучении? Иметь высшее образование. (Все, кто его не имеет, должны пройти переподготовку.) Демонстрировать знание предмета и программы обучения. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность.
В области воспитания педагогам необходимо «владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций, методами музейной педагогики» и другими подобными искусствами педагогики.
В области «развития детей» учитель должен быть готов принять разных детей, «вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; иметь способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами». Учитель обязан уметь «читать документацию специалистов» (психологов, дефектологов и т.д.). «Уметь составлять вместе с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. Осуществлять совместно с дефектологами психолого-педагогические характеристики (портрет личности учащихся)».
Помимо общих в документе отдельно прописаны требования для педагогов начальной школы и дошкольного образования. Также выделены приложением и стандарты для учителя русского языка, математики и информатики. Раздел «Методы оценки» утверждает, что, «оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности – учениками и его родителями».
Проект стандарта предполагает, что оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть «проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме». Объем и частота проведения аудита, говорится в проекте, устанавливаются самой образовательной организацией исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
В общем, с одной стороны, учителю говорят о том, что он и так делает. С другой стороны, чиновники даже не пытаются сократить объем письменной отчетности, а, наоборот, понуждают учителей писать кучу программ, планов и прочих бумаг.
Впрочем, может, и правильно сказал один учитель на форуме про стандарт: «Прочесть и быстро забыть. Мой личный кодекс давно у меня внутри».