Экспериментально доказано: рисование только помогает изучению математики.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Постановка задач Министерством образования и науки РФ, идущая красной нитью через все пресловутые списки «100 книг» и «100 фильмов», понятна. Власть с помощью школы пытается решить проблемы, которые возникают сегодня как в жизни отдельного человека, так и в жизни современного общества, нуждающегося в создании эффективной экономики, появлении эффективного и конкурентоспособного производства, развитии сильного и стабильного государства. Понятно, что решение таких задач возможно только при появлении нового созидающего человека. Но возникает вопрос: можно ли воспитать такого вводом отдельных директив? Думается, что нет.
Мой многолетний директорский опыт помог мне осознать, что глобальная проблема современного образования – несоответствие существующих приоритетов образования, или так называемых основных уроков, неизменным приоритетам самой человеческой жизни. Если сейчас среди учащихся провести рейтинг учебных предметов, которые преподаются в школе, то он будет выглядеть примерно так: вначале точные науки, затем гуманитарные, уроки естественно-научного цикла, а замыкать список будут прочие предметы, в числе которых физкультура, труд, музыка и рисование.
В самой же жизни человека приоритеты расставлены в совершенно ином порядке. На первом и безусловном месте стремление к красоте, как к постоянному желанию сделать свою жизнь и жизнь вокруг себя лучше, начиная от утреннего туалета, обстановки дома до улучшения мира, в котором он живет. Стремление сделать жизнь своего народа красивой всегда являлось главным двигателем развития любого государства и цивилизации в целом.
Это так в жизни. А в школе эта важная образовательная область, формирующая творческую, созидательную личность, практически отсутствует.
Далее следует не менее значимая для человека эмоциональная часть жизни, позволяющая общаться, читать, высказываться, наслаждаться звуками мира, чему системно обучают на уроках гуманитарного цикла. И только затем вступают уверенной поступью в жизнь человека знания, необходимые для создания удобств и призванные обслуживать его стремление к созиданию и эмоциональной реализации, уложенные в точные науки, которые незаметно, но уверенно, как часто и случается с обслуживающим персоналом, стали главными в учебном процессе.
Эффект доминирования вторичного над первичным – это серьезнейшая проблема в восприятии приоритетов образования. А механический подход в достижении качества обучения за счет увеличения количества часов на ту или иную образовательную область малоэффективен. Это – то же самое, что нести коромысло с ведрами, одно из которых наполнено до краев, а другое полупустое. И главное, сколько в полное ведро ни доливай, больше не становится, а нести неудобно.
Таким образом, все модули интеллектуального и творческого развития заложены внутри самой модели школы. Но проблема качества образования решается не механическим путем увеличения почасовой нагрузки на ту или иную область знания, а путем принципиального изменения содержания образования, качественно уравновешенного предметами творческого цикла.
Тогда нам удастся избежать еще одной распространенной ошибки. Нынешняя система образования инертно нацелена, как и прежде, на всеобщее среднее образование… Среднее во всем. Но неправильно будет, если мы начнем выделять и искать таланты. Одаренность ребенка – это результат работы с детьми, а не результат поиска детей. А вот для системного развития одаренности необходимо образование, ориентированное на пробуждение и развитие творческого ресурса.
Творческое мышление – это не специализация по профессии художник, дизайнер; это потребность познания мира, это способность ребенка делать свои открытия. Истоки же творческого развития лежат в предметах художественно-эстетического цикла, изначально формирующих основу творческого мышления, способного затем, в старшем возрасте, принимать различные формы выражения – от поиска своего языка в изобразительном искусстве до дерзких попыток опровергнуть устоявшиеся физико-математические догмы.