Фото Reuters
«Тронные речи» президента всегда вызывают повышенный интерес общества. Особенно у тех, кому по духу и букве закона это положено. Особенно нынешнее Послание Федеральному собранию РФ. Интересно проследить, как менялись властные приоритеты в Посланиях в течение последних 10 лет в области образования…
В своем первом наказе исполнительной власти в 2001 году президент РФ Владимир Путин обозначил направления образовательных реформ. Предложения предусматривали популярные в среде экономистов принципы и направления реформы системы образования: персонификация бюджетного финансирования; введение прямых контрактных отношений между всеми участниками образовательного процесса; повышение контроля качества образования через создание независимой федеральной службы и переход к единому общенациональному экзамену; введение софинансирования семьями дополнительных по отношению к государственному образовательному стандарту образовательных услуг.
Президент включил в «задачи на год» государственные образовательные стандарты и оценку качества. «Стандарты должны стать основой для последующего введения нормативного подушевого финансирования предоставляемых образовательных услуг, – пояснил тогда президент. – Одновременно в целях повышения качества образования следует сформировать независимую систему аттестации и контроля качества образования, и, разумеется, не менее важная задача – повысить доступность образования для учащихся из малообеспеченных семей путем выделения и введения адресных социальных стипендий».
ГИФО (государственные именные финансовые обязательства) тогда рассматривали в основном применительно к выпускнику школы, чтобы определить для него ту сумму, которую он будет платить за обучение в вузе. Но уже к 2001 году количество платных студентов до неприличия возросло. А через два года составляло вообще 53% от общего числа студентов РФ. В это же время в школах начали постепенно вводить ЕГЭ.
Президентское Послание-2002 с точки зрения образовательной политики абсолютно неяркое. Практически то же самое можно сказать и о Послании-2003. Тогда в течение всей президентской речи образование было упомянуто лишь в контексте повышения конкурентоспособности России на мировых рынках и в связи с перспективами перехода к профессиональной армии.
После избрания на второй срок президент Владимир Путин в очередном Послании в 2004 году вновь говорит о реформировании школы. Идея ГИФО уже не упоминается. А вот ЕГЭ утверждается как единственный способ независимой и объективной оценки поступления в вузы. «Выпускники школ – независимо от имущественного положения родителей – должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем их знаний» – такова главная идея ввода независимой оценки в устах президента.
В Послании 2006 года Владимир Путин сосредоточился на национальном проекте «Образование» и на теме лидерства в высшей школе. «России нужна конкурентоспособная образовательная система… Необходимо в первую очередь поддержать те высшие учебные заведения, которые реализуют инновационные программы, в том числе путем закупки для вузов новейших отечественных и зарубежных образцов оборудования», – говорил Владимир Путин. Что же касается школ, то в одном абзаце впервые прозвучала идея нынешней автономии – «школам не надо бояться брать на себя больше ответственности за все составляющие качества учебного процесса и его конечный результат».
После смены высшего руководства страны вектор образовательной политики чуть-чуть переменился. Президент Дмитрий Медведев в своем Послании в 2008 году сместил акценты с высшего образования на среднюю школу. Он обозначил следующие приоритеты: обновленное содержание образования и новое поколение образовательных стандартов; разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей; система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации; изменение облика школ (по форме и содержанию), индивидуальный подход к ученику, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Цель появления нового проекта – вернуть школе былую славу. В обществе тогда особенно были популярны разговоры о разрушении лучшей в мире – советской – школы.
В 2009 году в речах высшей власти зазвучали первые сомнения в целесообразности ЕГЭ – как единственного подхода к оцениванию выпускника. И Дмитрий Медведев объявил уже новую задачу – интернетизацию всех школ страны.
В следующем, 2010 году, объявленном Годом учителя, президент Медведев вдохновляет общество новой менеджерской идеей. «Для каждой школы надо создать проект школы будущего – видение того, как может развиваться школа», – говорит он в своем новом Послании. Еще один лозунг – уже фактически ставший традиционным – средоточие усилий над созданием общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей.
В 2011 году в Послании приоритеты все те же – полноценное формирование новой системы поиска и поддержки юных талантов. Но теперь выясняется, что надо формировать «и новое поколение учителей, которые обладают всеми навыками современной педагогики и получают достойную зарплату за свой труд». И, наконец, в нынешнем, 2012 года Послании Владимир Путин заявляет, что «система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать». А правительство обязывают подготовить новую программу «полноценного развития в школе воспитательной компоненты».
Вот такой, собственно, путь длиной в 10 лет – от менеджерской составляющей до идеологической.