Постановку вопроса об ответственности госслужащих проще всего связать с последними громкими событиями – отставкой министра обороны Анатолия Сердюкова, делом «Оборонсервиса», неэффективностью использования средств в системе образования и т.д. Многомиллиардные безвозвратные потери от коррупции действительно впечатляют. Хотя и не удивляют. Однако реальный масштаб бедствия много больше. Мы узнали лишь о тех, кто действовал уж совсем беззастенчиво. Численность контингента более скромных неизвестных героев и производительность их труда остаются тайной.
Болгарская пословица гласит: есть два вида зла – белое и черное. Белое зло – это то, от которого можно откупиться деньгами. Зло черное – это беда, от которой никакими деньгами не откупишься. Для победы над черным злом требуются иные средства.
Базовый, определяющий элемент коррумпированной системы – право госслужащего принимать решения о движении ресурсов. Но направление движения всегда определяется поставленной целью и предлагаемыми способами ее достижения. Следовательно, главная проблема – качество системы принятия решений и контроль. В этой статье я хочу обратить внимание на наличие крайне тревожных «признаков неэффективности» в системе принятия решений, касающихся национальной системы образования.
Не секрет, что инновации «модернизаторов» образования, такие как ЕГЭ, двухуровневая система, подушевое финансирование и т.п., вызвали резкую критику. Никаких мало-мальски вразумительных отчетов, свидетельствующих о поразительных успехах и благоприятных последствиях нововведений, в природе не существует. Оказалось, однако, что это были цветочки. Мы начинаем пожинать богатейший урожай ягодок. Вот несколько фактов.
В 2011 году разгорелся скандал вокруг «Стандартов» для старшей школы. Министерство науки и образования РФ вынуждено было взять паузу. Но в этом году «Стандарты» были утверждены без обсуждения и практически без изменений. Результат: мы имеем пустую и вредную бумагу, работы над содержанием школьного образования давно остановлены, итоги так называемого эксперимента, как всегда, неизвестны.
Месяц назад была принята Госпрограмма развития образования до 2020 года. Программа, содержащая пространный список благих намерений и мероприятий, исходящих из весьма сомнительных целевых показателей, в числе которых абсолютно бессмысленный децильный ЕГЭ-коэффициент (см. мою статью в «НГ» от 12.10.12), обречена изначально. Это программа крайне неэффективного перемалывания (в том числе распила) больших ресурсов при отсутствии сколько-нибудь ясных результатов. Впрочем, Алексей Кудрин в интервью газете «Ведомости» сообщил, что федеральных средств для этой программы нет.
Возникают следующие вопросы. Как могло случиться, что центральный пункт предвыборной программы Путина (создание к 2020 году 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест) не нашел в программе ни одного упоминания? Что это – саботаж решений президента или новая политика? Есть и иной вопрос: как могло случиться, что явно сырой документ стратегического значения не только получил одобрительные визы многочисленных структур, но и принят на заседании правительства? По-хорошему-то программа должна быть отозвана.
Кардинально ускорился процесс принятия закона «Об образовании в РФ», несмотря на резкую его критику. По моему убеждению, закон в его существующем виде принимать нельзя по двум основным причинам. Во-первых, он пронизан идеей продолжения существующей порочной образовательной политики. А во-вторых, отсутствуют формы ответственности за состояние системы образования как государства в целом, так и органов управления в частности. Упорный отказ обозначить нижнюю грань доли ВВП, выделяемой на образование, означает, что эта доля может составить и 0%. По закону.
Итак, проявлений непрофессионализма, самоуверенности, высокомерия, полной безответственности и бесконтрольности предостаточно. Но чашу терпения переполнила публикация Министерством образования и науки РФ результатов мониторинга вузов. Слов нет: система высшего образования нуждается в самой решительной перестройке. Но для начала нужно выяснить, почему Минобразования и Рособрнадзор много лет упорно выдавали лицензии многочисленным новообразованиям – вузам и их филиалам.
Предстоящая перестройка системы вузов – это в высшей степени деликатное и сложное дело, затрагивающее и жизненные интересы миллионов людей, и стратегические интересы России. Серьезные реформы можно проводить только при наличии доверия к декларируемым целям и лидерам. За последнее десятилетие и особенно за последние месяцы Минобразования убедительно доказало, что доверять ему эту работу нельзя. Минобр превратился в министерство народного недоверия, провоцирующее своими решениями на массовые протесты.
Всего за полгода пребывания на посту министра Дмитрий Ливанов заслужил призывы к его отставке. Но проблема много сложнее. Число явных провалов показывает, что мы имеем дело не с печальными случайностями, а с трагической закономерностью, порожденной тотальной безответственностью и бесконтрольностью. «Рыба гниет с головы», поэтому начинать надо и с принципиальных изменений в системе принятия решений. «Эффективные менеджеры» демонстрируют множественные признаки неэффективности. В систему управления должны прийти новые люди – профессиональные и ответственные.
Первые шаги очевидны: ликвидация монополии Высшей школы экономики (НИУ ГУ) на решения в сфере образования и реорганизация Минобрнауки. Чрезвычайная ситуация требует чрезвычайных решений. Ускоряющаяся деградация системы образования – прямая угроза национальной безопасности страны.