0
1492
Газета Образование Интернет-версия

07.08.2012 00:00:00

И бесплатно покажут кино. В школах

Дарья Борисова
Обозреватель "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Борисова - обозреватель отдела культуры "НГ".

Тэги: кино, школа


Предложение Никиты Михалкова ввести в школьный курс уроки кино вызвало бурную дискуссию. Спорят, нужно ли это вообще и если нужно, то из каких фильмов должна состоять обозначенная Никитой Сергеевичем сотня лучших картин мирового кинематографа. Опрос на эту тему провел исследовательский центр портала Superjob.ru, и в первом пункте мнения его респондентов разделились на равные доли: 42% – за введение таких уроков, 42% – против. А список картин, сложившийся из рекомендаций опрашиваемых, состоит преимущественно из народных хитов вроде фильмов «Москва слезам не верит» и «В бой идут одни старики». Впрочем, лидирует в этом списке эталонная экранизация романа «Война и мир», осуществленная Сергеем Бондарчуком в 1965–1967 годах. В человеческом сознании пока кино в школе если и может существовать, то как вспомогательная категория, как дополнение к литературе. «Не фильмы в школе надо смотреть, а книги читать, так как это первоисточник, а не мнение режиссера», – заявляет один из респондентов и тем самым подтверждает нашу догадку.

Между тем кино – давно уже равноправный вид искусства, достойный того, чтобы его изучали в школе. Особенно в нашу эпоху, когда заметно меняется сама природа восприятия мира – считывание картинки вытесняет чтение. Речь ведь не идет о курсе киноведения – такому место в профессиональных вузах. В школе нужно и важно поселить в подрастающем человеке уважение к экранному искусству, научить смотреть кино разное – новое и старое, цветное и черно-белое, динамичное и веселое, неторопливое и атмосферное. Так происходит, например, во Франции, в самом продвинутом в отношении к отечественному кино государстве. Франция – великая кинодержава, и поддерживать этот статус получается во многом благодаря наличию зрителя, способного оценить не только «Человека-паука», но и, к примеру, картины братьев Дарденн. Помню, года три назад режиссер Сергей Дворцевой рассказывал, что после победы его фильма «Тюльпан» в каннском конкурсе «Особый взгляд» права на показ картины купило Министерство образования Франции – для демонстрации в школах. Там сочли, что история несостоявшегося сватовства казахского чабана нужна французским школьникам – и как возможность наглядно познакомиться с экзотическими реалиями далекой азиатской страны, и как образчик мастерства кинематографистов, снявших замечательный фильм в суровых условиях степи. (А у нас и в Казахстане фильм-победитель престижного каннского конкурса оказался не нужен даже прокатчикам.) Величие же нашего кино, скажем мягко, несколько в прошлом, но ведь прошлое-то каково. В современной литературе тоже прорыва не наблюдается, но изучаем же мы в школе классику под сенью портретов Пушкина, Тургенева, Маяковского. Почему нет в этой галерее Эйзенштейна, Ромма, Хуциева, Шукшина, Тарковского, братьев Михалковых-Кончаловских?

Другой вопрос, который почему-то отходит в нынешних спорах на задний план: «Кто бы мог вести в школе столь новый, специфический курс «100 лучших фильмов»?» Не секрет, что принимавший разные обличья и названия предмет «МХК» (Мировая художественная культура) чаще всего был навязан в качестве обременения учителям-предметникам – историкам, словесникам. Ну нет такого количества искусствоведов и культурологов, чтобы укомплектовать штат каждой средней школы профильным специалистом в этой области. А что уж говорить о проводниках в мировое кино… Это должны быть люди, вооруженные хоть какими-то знаниями по части истории и теории кино, – им ведь надо умудриться убедить сегодняшних детей, что кино – это не только воскресный аттракцион в мегамолле. Если дело пойдет, как в старой песенке «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино», новый курс повторит неблестящую судьбу МХК, ОБЖ и тому подобных досадных «нагрузок».

В продвинутом по части культуры вообще и кино в частности городе Перми уже несколько лет с успехом идет эксперимент по внедрению медиаобразования в вузы. Он инициирован неутомимым энтузиастом Павлом Печенкиным – режиссером, президентом престижного Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана» и руководителем «Пермкино». Так вот, базовая забота авторов этого проекта – поиск и обучение так называемых тьюторов, то есть тех, кто будет работать со студентами. Все начинания Печенкина – будь то фестиваль, или деятельность пермского киноцентра «Пионер», или вот программа медиаобразования – носят характер продуманной, просчитанной системы, потому и отличилась Пермь небывалыми успехами, например, в воспитании зрителя для документального кино. Развертывая амбициозный культурно-образовательный проект, там начали именно с подготовки преподавательского корпуса – и на это обстоятельство (как, впрочем, и на весь кинопросветительский опыт пермяков) стоит обратить пристальное внимание разработчикам школьного курса «100 лучших фильмов мирового кино».

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1616
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1006
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
725
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
997

Другие новости