Мы пока плохо представляем, готовы ли к восприятию сетевых форм обучения сами дети.
Фото РИА Новости
Когда родители забрали Брайди Феннел из школы, чтобы перегнать по морю семейный катамаран из Бразилии в США, возникла проблема: как сделать так, чтобы дочь не отстала от одноклассников? И тогда родители записали Брайди в самую крупную онлайновую школу в штате Индиана. В течение всех пяти месяцев, пока семья преодолевала океанские просторы, Брайди продолжала учиться.
Как только катамаран заходил в тот или иной порт, она загружала домашние задания на свой компьютер, во время плавания выполняла их и затем выгружала сделанное в специальный веб-ящик или отправляла учителям по электронной почте. Более того, Брайди даже сдала экзамены. В результате Брайди не только совершила увлекательное морское путешествие с родителями, но и получила отличные оценки по всем предметам...
История Брайди Феннел приводится в книге преподавателя университета штата Индиана Кэртиса Бонка «Открытый мир: как веб-технология преобразует сферу образования». В ней немало примеров эффективности использования так называемых облачных вычислений. Сам Феннел подчеркивает в своем блоге: «В области образования творится настоящая революция. Теперь, чтобы учиться, не обязательно нужен стоящий у доски учитель. Учиться можно везде: в помещении и на открытой местности, под деревом, на борту морского или воздушного судна. Для этого всего лишь надо подключиться к Интернету».
Облачные вычисления меняют методы персонального, интерактивного и коллективного обучения в начальной и средней школе. Но избавление учащихся и учителей от жесткой привязки к классам и партам – еще не все. Новая технология дает возможность гораздо лучше хранить и распространять знания (представьте себе Исаака Ньютона, выкладывающего видео о своих открытиях в YouTube!).
«Огромная сила облака заключается в онлайновом контенте и открытых ресурсах редактирования, большинство из которых предоставляется бесплатно», – утверждает Бонк, приводя в качестве примера библиотеку Академии Хана, где уже сейчас содержатся почти две с половиной тысячи бесплатных видеолекций по всем предметам – от арифметики до физики, финансов и истории. «Бесплатное онлайновое видео, – уверен Бонк, – открывает невиданные возможности для любого специалиста в области образования». И надо сказать, что началось это не сегодня, и даже не вечера.
Можно вспомнить, что с 1997 года реализуется некоммерческая программа Сетевых академий Cisco. В ее рамках бесплатно предоставляются учебные и экзаменационные материалы, а также инструкторская поддержка учебным заведениям во всех частях света. Ныне она действует в 165 государствах, в том числе и в России, и большинстве стран СНГ. Больше всего это похоже на большой виртуальный учебный класс: в Сетевой академии одновременно получают технические и деловые знания и навыки 1 млн. студентов.
Я уж не говорю о том, что сетевое облако открывает двери в мир образования для тех, кто не в состоянии учиться традиционным способом: пожилым людям, инвалидам, тем, кто работает за рубежом, школьникам, которым трудно ужиться с одноклассниками и т.д. «В одних лишь Соединенных Штатах облачными вычислениями уже пользуются десятки тысяч людей, и это существенно изменило их образ жизни», – подчеркивает Кэртис Бонк.
Впрочем, например, Линн Макналли, член совета директоров консорциума школьных сетей США, видит в облачных вычислениях как огромный потенциал для обучения, так и непростые проблемы. Это и защита данных в облаке, и управление большими объемами преподавательского программного обеспечения (его нельзя полностью выложить в облако), и отсутствие должной ИТ-поддержки в школьных округах, где на одного сотрудника технического отдела зачастую приходится до 900 устройств, и дефицит ИТ-специалистов, и неспособность учебных отделов реализовать стратегический подход к облачным вычислениям...
Другая проблема – оснащение каждого ученика устройством для доступа к цифровым ресурсам, а также обучение всех учителей максимально эффективному применению функций Web 2.0 (например, блогов и википедий) в сетевом облаке. «Школьные округа должны разработать методику использования этих функций, чтобы успешно развивать образование в XXI веке с учетом требований информационной безопасности, – убеждена Линн Макналли. – Здесь я тоже вижу много недоработок».
Еще одна проблема облачных образовательных систем связана с широкополосным доступом по доступной цене. И все же, как подчеркивают эксперты, школьные округа в США уже стремятся разрабатывать сетевые учебные программы с использованием всех доступных цифровых ресурсов. По словам Макналли, «никто уже не хочет покупать учебники».
Однако именно тут, возможно, всех нас, не только американцев, подстерегает главная проблема. На прошлогодней конференции «Современное состояние и перспективы развития когнитивной науки в России», проходившей в Российском государственном гуманитарном университете, отмечалось, например, что в России сегодня более 48% детей не осваивают письмо и чтение. Возможная причина как раз – интенсификация познавательного процесса. «В том числе из-за раннего приобщения детей к персональным компьютерам в пять-шесть лет, – отмечала тогда Мария Михеенкова из Всероссийского института научной и технической информации РАН. – Никакого позитивного эффекта это не дает. Мы призываем к внедрению информационных технологий в школе, но абсолютно не знаем, а готовы ли к этому дети».