В новом микрорайоне Москвы по соседству могут быть расположены как плохая, так и хорошая школы. Выбор за родителем – только бы не ошибиться.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Состояние и перспективы столичного образования исследовала рабочая группа под руководством ректора Высшей школы экономики (НИУ) Ярослава Кузьминова. Основные выводы: Москва – город неравных и неиспользованных возможностей, культурное расслоение московских семей все заметнее, хорошую школу для ребенка нельзя выбирать по внешним признакам. И главное – Москва не предоставляет школьникам равного доступа к качественному образованию.
Если сравнить совокупное годовое финансирование московского образования с зарубежными странами, то Москва находится на втором месте после Австрии, при этом опережает Португалию, Чехию, Финляндию и Ирландию. Но при всем этом жители столицы предъявляют гораздо большие запросы и высказывают значительно большую неудовлетворенность качеством образования, чем население других регионов страны.
Так чем же недовольна Москва? Один из главных тезисов исследователей звучит так: «Москва – город неравных возможностей». Это означает, что качественные школы распределены по территории города неравномерно и скопление в одном районе города снижает их доступность для школьников из других районов. Неснятые транспортные проблемы мегаполиса вынуждают родителей искать для своих детей школу так называемой шаговой доступности. Но и среди школ одного района разница в качестве образования порой слишком заметна. Например, подавляющее большинство хорошо сдавших ЕГЭ по математике среди учащихся Центрального административного округа учатся в 10–15 школах. В 13% же школ этого же района более 40% учащихся имеют неудовлетворительный уровень подготовки.
Вдобавок, по мнению авторов исследования, в Москве заметны целые «очаги неблагополучия» в сфере образования. Недавно была лишена аккредитации московская школа № 874. Около месяца назад мэр Москвы Сергей Собянин на оперативном совещании в мэрии заявил, что власти столицы впервые лишают среднюю школу аккредитации за плохое качество обучения. И ведь что здесь любопытно – данное учебное заведение было очень даже неплохо материально оснащено, имело собственную концепцию развития, называло себя – «школой здоровья». И внешне школа выглядела очень даже пристойно. Лишь контрольные работы учащихся, выполненные в ходе подготовки к аккредитации, показали, что все обстоит далеко не так благополучно, как кажется. С работой по математике в 9-м классе не справились более 50% ребят, по русскому языку – 62%, по химии – 68%, по английскому – 70% учеников. Что ж, теперь родители точно знают: по внешним признакам школу для ребенка выбирать нельзя. Хоть какой-то ориентир дает ЕГЭ. А еще больше информации о школе можно получить от родителей.
Авторы доклада считают, что возможности выбора качественных образовательных услуг ограничены еще и уровнем доходов родителей. Реальный выбор школы фактически возможен для того ребенка, доходы родителей которого превышают 20 тыс. руб. При этом, напоминают исследователи, Москва – регион-лидер по объему расходов на образование. Из бюджета города на эти возвышенные цели направляется около 15% средств (по данным 2009 года, это 180,4 млрд. руб.).
Как считают исследователи, огромная разница в качестве образования характерна не только для школ, но и для вузов. В столице работает 264 вуза, из них 109 – государственные. В московских университетах, институтах, академиях учатся более миллиона студентов, из них более 800 тыс. – на очных отделениях. Казалось бы, это огромный ресурс. Но московское высшее образование слабо связано с экономикой города. Все упирается в карьерные ориентации молодежи. Москва на 5–7% превышает и без того очень высокий уровень предпочтений выпускников школ РФ в отношении именно высшего образования.
В ситуации, когда две трети московских вузов не дают достаточных профессиональных знаний, московские школьники в массовом порядке желают учиться только в вузах. И не видят себя на рабочих специальностях. Поле же предпочтительного для них трудоустройства c каждым годом только сужается. Если пять лет назад выпускники многих вузов еще могли стать «офисным планктоном», то сейчас они не идут дальше менеджеров торгового зала.
Такова мгновенная картинка школьного и вузовского образования Москвы.