В декабре 2010 года в Москве произошли межнациональные конфликты и многотысячные митинги. Такой поворот течений в молодежной среде дал толчок неожиданному предложению деятелей культуры: провести очередную реформу образования в России. Скоро появились и первые предложения, например, перекроить школьную программу для старших классов, снизив нагрузку по естественным наукам и уделив больше внимания патриотическому воспитанию и физической подготовке.
Школьную программу было предложено сократить практически вдвое. В проекте реформ было предложено поделить учебный год на две части. В первой половине ≈ уроки, во второй ≈ поисковые работы на полях боевой славы и другие патриотические акции. Количество предметов также должно сократиться почти вдвое. Их останется девять (из 14–19 существующих), лишь 3–4 предмета предлагается оставить на так называемом профильном уровне. По остальным дети будут получать только базовые знания. Обязательными станут «Физкультура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Гражданская зрелость» и «Россия в мире», заявил председатель комитета Государственной Думы по культуре Григорий Ивлиев. Предлагаемый стандарт образования, по мнению участников заседания, создаст условия для дифференцированного индивидуального и профильного обучения. Каждой школе будет дано право вводить так называемые интегрированные курсы. Например, химию, физику и биологию можно будет объединить в один предмет – «Естествознание».
Нужно сказать, что российская школа – единственная в Европе, где старшеклассники изучают от 14 до 19 предметов. При этом исследования показали, что, поскольку к 16 годам абсолютное большинство подростков уже какой-то выбор своего образовательного маршрута сделали, треть предметов изучается постоянно, треть – время от времени, а изучение трети предметов на самом деле имитируется. В большинстве стран мира в старшей школе изучаются 6–8 базовых предметов, а у нас – 19 (включая ИЗО, черчение (не компьютерное, а от руки), трудовое воспитание и прочее).
Но окончив школу в России, отпрыски богатых россиян, желающие учиться за границей, сталкиваются с непреодолимым барьером – котировкой образования. Российское образование за границей, увы, не ценится.
В странах Запада существует две популярные системы образования IB (International Baccalaureate) и A-level. Обе программы – аналог старших классов в России. IB – международный бакалавриат, система, позволяющая студенту за 1–2 года получить широкий спектр знаний, начиная от математики и программирования и заканчивая драмой и ораторским искусством. Из большого количества доступных предметов по программе студент может выбрать лишь интересующую его группу предметов (всего их 8 групп). Эта система высоко котируется в странах Европы, США, Австралии и не слишком популярна в Великобритании.
A-level – знаменитая профильная программа обучения, обязательная в Британии. В основном программа направлена на изучение студентом двух-трех тесно связанных между собой предметов, чаще всего технического направления, реже – гуманитарного. По окончании двухгодового обучения студент становится профильным специалистом и продолжает обучение в университете. Британцы большее внимание уделяют A-level, а не IB.
В России реформы уже помогли создать систему образования из двух частей – бакалавриата и магистратуры. Система стала похожа на британский A-level и дальнейшее вузовское образование, но только с маловыраженной профильностью и без стимулов к получению знаний.
Однако подрастающее поколение нужно готовить к жестким условиям конкуренции, необходимости технологического перевооружения страны, к переходу промышленности в постиндустриальный этап развития, дающий возможность выхода из сырьевой зависимости. Для этого необходимо сохранить многостороннее образование, привнеся в него пункты, позволяющие соотносить его с международными стандартами, описанными выше. А не сжигать все мосты с многовековыми традициями отечественной педагогики.
В целом картинка не самая лучшая. Но с другой стороны, если сравнивать отечественную систему образования с зарубежной, надо помнить, что, как было сказано выше, она разносторонняя. Наши дети могут смотреть на мир шире и поменять направление деятельности, когда это будет необходимо системе в целом, причем поменять не в ущерб качеству. Ведь Россия – страна больших потенциалов, так зачем же лишать людей этих возможностей.