Фундамент высшего образования – состояние среднего образования в стране. Качество образования в СССР в начале 50-х годов как в нравственном отношении, так и в получении фактических знаний было выше, чем в настоящее время. Оно было справедливое, доступное, бесплатное и давало качественные знания. Среднее образование обеспечивало как успешную профессиональную работу, так и поступление в вуз. Коррупция исключалась. Если даже родители ученика хотели бы заплатить учителю за повышенную оценку, у них просто не было средств. Даже в школе, где учились дети руководителей СССР (около станции метро «Маяковская» в Москве, там работала мать автора), не было и речи о получении незаслуженных оценок, тем более за взятки или по телефонному праву.
В начальных классах средних школ, как и в старших классах, можно было остаться на второй-третий год за двойки даже по одному предмету. Рядом с автором в обычной школе за партой сидел крупный мальчик, оставленный на четвертый год в четвертом классе; только после этого его отчислили. Другого ученика, прекрасно занимавшегося по гуманитарным дисциплинам, оставили на второй год в 9-м классе за двойку по математике. Один из них стал чемпионом СССР по самбо, а другой – ведущим юристом Москвы. Несмотря на бедность государства, золотые медали за окончание школы были действительно из золота, а серебряные – из серебра.
С введением обязательного всеобщего среднего образования все изменилось. Борьба за отчетность привела к тому, что слабо успевающие ученики на второй год обучения не оставлялись и не отчислялись. В настоящее время положение со средним образованием еще более ухудшилось. Обучение в школе стало фактически платным в той или иной форме. Ввели ЕГЭ, официально приняв систему оценок «2+1» при поступлении в институт. Все это привело к тому, что в вуз пришли совершенно неподготовленные абитуриенты, не знающие правил грамматики, основ физики, математики и других общеобразовательных предметов. Многие из студентов 4-го курса даже технического вуза не только неграмотно пишут, но и не знают, как определить площадь треугольника, чему равна плотность воды и другие прописные истины.
Вопрос, как они дошли до 4-го курса вуза, особый. Главный вопрос в том, как их теперь отчислить из института. Ведь отчисление, например, половины студентов автоматически приведет к увольнению половины преподавателей. Уволятся в первую очередь пенсионеры – наиболее опытные и профессиональные преподаватели. Их пенсия уже сравнялась с их зарплатой в вузе. Многие держатся лишь потому, что пенсия сегодня не обеспечивает им комфортной жизни. Равноценной замены пенсионерам нет, молодежь за их зарплату работать не будет.
Скачком такое положение не исправишь, а долговременные мероприятия по улучшению качества образования на сегодняшний день не приняты. Министерство образования и науки РФ собирается выходить из создавшейся ситуации, ликвидируя некоторые вузы и объединяя их остатки с другими вузами. Куда денутся уволенные преподаватели? Такие мероприятия должны иметь комплексную, многостороннюю программу действий: не только политическую и экономическую, но в первую очередь нравственную. Нельзя воспитать нравственных образованных людей, опираясь на безнравственную политику и «пьяный» бюджет.
Крупные градообразующие предприятия необходимо обязать организовывать профессиональные училища для освоения профессий и пропагандировать в школах работу на этих предприятиях и дальнейшее поступление в соответствующие по специальности вузы. В Москве, например, имеются гимназии и школы, организующие группы по изучению специфики перспективных направлений: железнодорожного транспорта, авиации и даже экологически чистой мусороперерабатывающей промышленности. Существует так называемая Школа генеральных авиационных конструкторов, базирующаяся на добровольном участии школьников 8–10-х классов. Есть колледж, готовящий учеников для поступления в вузы химического профиля.
К сожалению, не существует юридической практики, позволяющей институтам давать преимущество школьникам таких специализированных школ при поступлении в ведущие вузы инженерно-технического профиля – МАИ, МИИТ, МИХМ. Вузы обязаны принимать тех, кто набрал необходимые баллы по ЕГЭ, независимо от того, имеют абитуриенты тягу и способности к занятиям данной профессией или они поступают в вуз по принципу: «туда, где можно пройти» или «где есть военные кафедры».
Вывод: нельзя пускать на самотек падение качества образования в школах и вузах. При достижении параметров авиационного принципа «точки невозврата», после которой благополучная посадка или взлет уже невозможны по не зависящим от пилота причинам, вузы могут просто самоликвидироваться.