Белорусские вузы, как самые «западные», вызывают большой интерес у своих коллег по СНГ.
Фото Алексея Калужских (НГ- фото)
VI международный форум «Диалог языков и культур СНГ и ШОС» прошел в Баку. Организацией мероприятия занимался Московский государственный лингвистический университет. В Баку обговорили теоретические и практические аспекты взаимодействия вузов, общие подходы к образовательным программам и подписали 14 межвузовских соглашений. Обсудили и новую философию образования...
«Это надо было приехать в Баку, чтобы заключить соглашение между Киевским и Минским университетами», – вздохнул кто-то в толпе наблюдающих картину подписания. «В течение последних двух лет, особенно после договоренности о создании сетевого университета СНГ и ШОС, наши дела пошли в гору, – рассказал корреспонденту «НГ» проректор по международным связям Таджикского национального университета Мирали Бекмуродов, стоящий рядом. – Мы закупили в Белоруссии университетское оборудование, у нас появился технопарк. Вуз в несколько раз увеличил прием иностранных студентов, и дополнительное количество магистрантов и аспирантов мы отправили учиться в Москву. Особенно важно для нас то, что появилась заинтересованность в изучении таджикского, фарси и дари у русских студентов именно в нашем вузе. У нас сильные преподаватели. Странно, что этот факт недооценивался нашими коллегами раньше. Язык лучше всегда учить при погружении в языковую среду и национальную культуру. А такие возможности у нас есть. При этом Таджикистан – почти единственная страна на территории стран содружества, которая сохранила главенство в своем образовательном пространстве ВАК (Высшей аттестационной комиссии)».
Организатор конференции МГЛУ – базовый институт сетевого взаимодействия, на котором, собственно, и «обкатывается» этот самый диалог культур. Другие российские университеты, участвующие в программе взаимодействия с СНГ и ШОС, все-таки более ориентированы на продвижение русского языка в других странах и привлечение большего числа иностранных студентов к себе. МГЛУ же объявляет набор студентов, заинтересованных изучать языки народов стран СНГ, приглашает к себе преподавателей из вузов СНГ-сообщества и создает культурные центры стран. Для того чтобы держать позиции базового университета, необходимо задавать образовательную «моду». В своем выступлении на конференции ректор МГЛУ Ирина Халеева вывела тезис о новой философии лингвистического образования. Для «НГ» она пояснила ее суть.
«Это означает лингвистическое образование не только для лингвистов, но и для других специалистов. Практически все институты иностранных языков в некотором смысле переквалифицировались, они готовят «тандемы». То есть мы готовим юристов с обязательным знанием двух языков. Почему мы? Потому что мало знать язык, надо знать культуру народа. А таких специалистов мало, и они востребованы. С одним языком или даже двумя в Европе уже нечего делать. Мы тоже скоро к этому придем».
А ведь еще недавно Минобразнауки РФ продвигало тезис, что слишком много юридических и экономических специальностей открылось в непрофильных вузах. И с этим, дескать, надо что-то делать. В принципе МГЛУ – тоже непрофильный вуз. Но вот какая история. Как рассказывает Ирина Халеева, сегодня по линии Евросоюза проводится очень много тендеров по участию в международных программах для экономических вузов. И по признанию иностранных коллег, очень часто именно лингвистический университет выигрывает эти тендеры. Есть и еще одна, не менее важная вещь. На одной международной конференции, где обсуждались вопросы мобильности, была поднята проблема важности культурного компонента при обучении иностранным языкам. И были приведены данные, что только одна треть студентов дает положительный отзыв о стране своей стажировки. Одна треть относится к «стране изучения» нейтрально. И одна треть возвращается с отрицательным отношением. Причем эти молодые люди были настроены так еще до начала поездки. Так что сегодня в странах Евросоюза серьезно задумались о результативности мобильности, в которую вкладываются большие деньги.
Проблемы обмена студентами и других форм взаимодействия тоже обсудили на форуме в Баку. Естественно, на мобильность внутри стран СНГ и ШОС направляются совершенно иные деньги, чем на мероприятия Евросоюза. По большему счету все держится в основном на энтузиазме ректоров и возможностях вузов. Кстати, и сама мобильность внутри стран СНГ тоже несколько иного характера. Структура высшего образования наших соседей тоже еще претерпевает значительные изменения. Задачи везде все те же, что и у нас, – усилить потенциал вузов и поднять качество образования. Елена Соболева, исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, предложила на форуме ректорам начать с главного – найти свою нишу. В пример она привела Бакинский славянский университет. По словам Елены Соболевой, он позиционирован правильно, там, где есть перспектива.
Как рассказала Елена Соболева «НГ», «ниширование» внутри РФ дается с трудом. Конкуренция вузов понимается зачастую неправильно. Вузам надо уметь договариваться. «Если рядом есть другой университет, который может готовить специалистов по выбранному курсу лучше, надо делать совместные программы, – уверена Елена Соболева. – Наступило время партнерства. Качество улучшается тогда, когда объединяется потенциал, а не используется попытка уничтожения одного и замены его другим». То же самое, по мнению Елены Соболевой, касается и партнерства внутри СНГ. Необходимо не только стимулировать интерес к стажировкам, но и привлекать вузы к созданию совместных программ, приобретению оборудования, обмену преподавателями и др. И тогда задачи конкуренции с ведущими западными вузами будут звучать убедительнее.
Баку–Москва