В какую «университетскую лигу» попадет МГУ им. М.В.Ломоносова, гадать не приходится.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вузы, имеющие особый статус – Санкт-Петербургский госуниверситет и Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, – провели на прошлой неделе в Екатеринбурге встречу, что называется, на высоком уровне. К этому дуэту присоединились семь федеральных университетов (Сибирский, Казанский, Южный, Уральский, Северный, Дальневосточный и Северо-Восточный) и 22 национальных исследовательских университета. Присутствие на встрече первого заместителя руководителя администрации президента РФ Владислава Суркова, министра образования и науки Андрея Фурсенко придало мероприятию особый статус.
То, что встреча прошла в неполном составе, свидетельствует о сильном желании некоторых вузов отделиться от прочей «серой массы». Оно и понятно, почему... Задачи у «элитных» и «массовых» слишком разные. Открывая пленарное заседание, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко не преминул напомнить участникам, что именно перед ними стоит задача «обеспечить реальную интеграцию образования, науки и бизнеса, а также изменить отношение к качеству образования». Отныне эти «реальные задачи» будет решать новая структура – Ассоциация ведущих университетов России. Решение о создании такой ассоциации принималось летом 2010 года и поэтому прошло незамеченным. Нынешняя встреча – практически премьера ассоциации...
Ректор СПбГу Николай Кропачев уверен, что новый вузовский союз будет содействовать развитию системы высшего образования и науки в целом. По мнению ректора Государственного университета – Высшая школа экономики Ярослава Кузьминова, ведущие университеты России несут прямую ответственность за состояние национальной системы высшего образования: «Мы обязаны не только предлагать те или иные меры, но и быть опорой государства в модернизации образования». Задачи в модернизации, рассказал ректор Кузьминов, включают в себя обеспечение прозрачности вузов для потребителей и государства, подготовку новых преподавателей для российских вузов и повышение квалификации действующих.
При этом, советует ректор, нужно срочно поднять уровень финансирования в расчете на одного студента в ведущих университетах России, потому что эти студенты несут на себе особую миссию. Их преподаватель просто обязан вести научную работу, а студент в результате этого имеет более низкую учебную нагрузку.
Созданием новой ассоциации, по сути, завершилась процедура оформления особых вузов в отдельный «вид». То, что рано или поздно это деление случится, знали все. В регионах вузы поактивнее, как могли, отвоевывали себе жизненное пространство. Договаривались между собой, объединялись и «укрупнялись», закрывая ненужные специальности. Не всегда это проходило гладко.
Напомним, что ранее ректоры выбирались демократическим путем и были в основном из ученой среды. Новое время диктует иные формы управления университетами, призванные обеспечить модернизацию образования. Ректоров теперь назначают. И эти назначения говорят сами за себя...
Ректором Приволжского федерального университета стал бывший мэр Елабуги и один из создателей особой экономической зоны «Алабуга» Ильшат Гафуров. Ректором Уральского федерального университета стал бывший премьер Свердловской области. Еще один бывший вице-губернатор перешагнул порог ректората в Арктическом федеральном университете. А бывший вице-президент Республики Саха (Якутия) возглавила Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова. И вот совсем свежий пример: ректором Дальневосточного федерального университета стал бывший замминистра образования Владимир Миклушевский.
Конечно, все это люди «заслуженные и остепененные». Но в первую очередь они – управленцы, проработавшие долгое время в госструктурах. Люди, понимающие, чего от них хочет вышестоящее начальство. Теперь на них возложена миссия – поднять вузовский сектор науки.
Первые федеральные университеты были созданы в 2007 году в Южном и Сибирском федеральных округах в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на базе действующих вузов и академических центров в Ростове-на-Дону и Красноярске. Каждый университет получил на реализацию своих программ развития в 2007–2009 годах около 6 млрд. руб. Сегодня в России действуют семь таких вузов. Помимо федерального финансирования в проектах предусматривается активное участие бизнеса и региональных властей.
Национальный исследовательский университет (НИУ) – статус, присваиваемый на конкурсной основе. Сегодня уже 29 носителей данного статуса. Важнейшими отличительными признаками НИУ, как записано в документах, являются: способность генерировать знания и обеспечивать эффективный трансферт технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации. Основная задача государственной поддержки института НИУ – вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в России высоких технологий.