Если авторитет педагога невысок, ученики быстро садятся ему на шею. Причем и во Франции, и в России...
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Модернизация систем школьного образования России и Франции стала темой встречи министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, министра национального образования Франции Люка Шателя, руководителей и специалистов органов управления образованием России и Франции, международных экспертов, представителей педагогического и научного сообщества двух стран. Разговор получился любопытный...
Так как в основе всех школьных преобразований и во Франции, и в РФ стоит учитель, то и трансформация учительской профессии стала одной из важных тем обсуждения специалистов обеих стран. Преподавательница лицея из Франции Катрин рассказала участникам встречи о своем участии во французских программах Жюля Верна. Суть их такова: учитель, участвующий в этой программе обмена, имеет возможность отправиться работать на год в другую страну. На месте основной работы ему держат место и оплачивают эту командировку, сохраняя заработную плату в полном объеме. Эта гарантия помогает учителям быть решительней в своих планах и отправляться в самые разные страны, не особо беспокоясь о завтрашнем дне. Сама автор доклада работала в Орле и Туле. В ноябре она будет принимать посланцев из России у себя, во Франции.
В отсутствие должного пиетета к учителю в РФ и во Франции такая мобильность (не на словах, а на деле) может в какой-то степени способствовать и поднятию престижа профессии, и мастерству педагога, подытожила преподаватель.
Кстати, если сравнивать подготовку учителя в РФ и других странах, заметила Людмила Трубина, проректор по учебно-методической работе МГПУ, то в России в отличие от большинства стран мира есть педуниверситеты. За рубежом, в том числе и во Франции, чаще присутствует университетская подготовка, а затем короткая профподготовка. Понятия стандартов тоже почти нигде нет. У нас же страна большая, стандарты должны быть обязательно, чтобы соблюсти единство образовательного пространства, пояснила Людмила Трубина зарубежным коллегам. И тут же поправилась, что сдвиги к самостоятельности есть... Они сегодня проявляются в том, что учителям методисты пишут примерные программы, а раньше писали типовые. (Кстати, простые педагоги страшно недовольны тем, что бумажной работы в связи с этим заметно прибавилось┘) «Попытка удержать единое образовательное пространство и автономия школ, – уточнил еще один участник конференции директор института «Эврика» Александр Адамский, – самый сложный вопрос образования в РФ сегодня.
К единому же образовательному пространству с Европой Россия сможет прийти только тогда, когда будут унифицированы оценки и формализованы подходы к вопросу о взаимопризнании сертификатов и дипломов на законодательном уровне.
Одно общее есть уже сегодня – это портфолио ученика. Во Франции это называется «дневник компетенций». Согласно закону Франсуа Фийона (по имени экс-министра образования), рассказали на конференции французские педагоги, дневник компетенций включает в себя уровень овладения родным языком, математическими знаниями, иностранными языками, ИКТ. Оценивается гражданская и социальная ответственность и самостоятельность ученика. Но... примерно 10–15% школьников не овладевают этими всеми компетенциями. Проблем не меньше и в России. Если вспомнить, что математическими компетенциями (согласно ЕГЭ) не владеют к окончанию школы более 15% российских учеников. И вообще, знания школьников падают год от года.
«Между тем, – сделала свое наблюдение на встрече с коллегами Инесса Зарецкая, профессор академии повышения квалификации и профподготовки работников образования, – подходы к деятельности учителя меняются во всем мире». Сегодня он больше тьютор. Российские педагоги привыкли больше к авторитарным формам ведения урока, и такое осмысление нового своего качества дается им с трудом. «Отсюда сопротивление реформам, – сделала свой вывод профессор, – и профессиональное выгорание педагога».
Как повысить квалификацию педагога, задумались участники встречи. И решили, что только способом «дифференциального повышения квалификации на основе диагностики». При этом должны превалировать практические задачи. И гораздо продуктивней может быть повышение квалификации в команде. Кстати, переподготовка учителей каждые пять лет обязательна в РФ и абсолютно добровольное дело в большинстве стран Запада. «Наиболее сознательные учителя в РФ хотят, чтобы переподготовка была чаще», – удивила учителей из Франции новой российской тенденцией Инесса Зарецкая.
«Кризис профессии учителя у нас и во Франции основывается на разных вещах», – заметили в конце встречи российским коллегам гости из Франции. И развили тезис об авторитарности педагога несколько неожиданным для нас образом: «Мы решили порвать с авторитарностью, и все зашло у нас очень далеко. Вплоть до агрессии учеников. Теперь нам надо учителей учить, как держать класс». Ну вот, дожили! А нам-то казалось, что сериал «Школа» – сугубо отражение российской действительности.