0
2548
Газета Образование Интернет-версия

02.11.2010 00:00:00

Авторитарность или авторитет в школе

Тэги: франция, школа, насилие, учитель


франция, школа, насилие, учитель Если авторитет педагога невысок, ученики быстро садятся ему на шею. Причем и во Франции, и в России...
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Модернизация систем школьного образования России и Франции стала темой встречи министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, министра национального образования Франции Люка Шателя, руководителей и специалистов органов управления образованием России и Франции, международных экспертов, представителей педагогического и научного сообщества двух стран. Разговор получился любопытный...

Так как в основе всех школьных преобразований и во Франции, и в РФ стоит учитель, то и трансформация учительской профессии стала одной из важных тем обсуждения специалистов обеих стран. Преподавательница лицея из Франции Катрин рассказала участникам встречи о своем участии во французских программах Жюля Верна. Суть их такова: учитель, участвующий в этой программе обмена, имеет возможность отправиться работать на год в другую страну. На месте основной работы ему держат место и оплачивают эту командировку, сохраняя заработную плату в полном объеме. Эта гарантия помогает учителям быть решительней в своих планах и отправляться в самые разные страны, не особо беспокоясь о завтрашнем дне. Сама автор доклада работала в Орле и Туле. В ноябре она будет принимать посланцев из России у себя, во Франции.

В отсутствие должного пиетета к учителю в РФ и во Франции такая мобильность (не на словах, а на деле) может в какой-то степени способствовать и поднятию престижа профессии, и мастерству педагога, подытожила преподаватель.

Кстати, если сравнивать подготовку учителя в РФ и других странах, заметила Людмила Трубина, проректор по учебно-методической работе МГПУ, то в России в отличие от большинства стран мира есть педуниверситеты. За рубежом, в том числе и во Франции, чаще присутствует университетская подготовка, а затем короткая профподготовка. Понятия стандартов тоже почти нигде нет. У нас же страна большая, стандарты должны быть обязательно, чтобы соблюсти единство образовательного пространства, пояснила Людмила Трубина зарубежным коллегам. И тут же поправилась, что сдвиги к самостоятельности есть... Они сегодня проявляются в том, что учителям методисты пишут примерные программы, а раньше писали типовые. (Кстати, простые педагоги страшно недовольны тем, что бумажной работы в связи с этим заметно прибавилось┘) «Попытка удержать единое образовательное пространство и автономия школ, – уточнил еще один участник конференции директор института «Эврика» Александр Адамский, – самый сложный вопрос образования в РФ сегодня.

К единому же образовательному пространству с Европой Россия сможет прийти только тогда, когда будут унифицированы оценки и формализованы подходы к вопросу о взаимопризнании сертификатов и дипломов на законодательном уровне.

Одно общее есть уже сегодня – это портфолио ученика. Во Франции это называется «дневник компетенций». Согласно закону Франсуа Фийона (по имени экс-министра образования), рассказали на конференции французские педагоги, дневник компетенций включает в себя уровень овладения родным языком, математическими знаниями, иностранными языками, ИКТ. Оценивается гражданская и социальная ответственность и самостоятельность ученика. Но... примерно 10–15% школьников не овладевают этими всеми компетенциями. Проблем не меньше и в России. Если вспомнить, что математическими компетенциями (согласно ЕГЭ) не владеют к окончанию школы более 15% российских учеников. И вообще, знания школьников падают год от года.

«Между тем, – сделала свое наблюдение на встрече с коллегами Инесса Зарецкая, профессор академии повышения квалификации и профподготовки работников образования, – подходы к деятельности учителя меняются во всем мире». Сегодня он больше тьютор. Российские педагоги привыкли больше к авторитарным формам ведения урока, и такое осмысление нового своего качества дается им с трудом. «Отсюда сопротивление реформам, – сделала свой вывод профессор, – и профессиональное выгорание педагога».

Как повысить квалификацию педагога, задумались участники встречи. И решили, что только способом «дифференциального повышения квалификации на основе диагностики». При этом должны превалировать практические задачи. И гораздо продуктивней может быть повышение квалификации в команде. Кстати, переподготовка учителей каждые пять лет обязательна в РФ и абсолютно добровольное дело в большинстве стран Запада. «Наиболее сознательные учителя в РФ хотят, чтобы переподготовка была чаще», – удивила учителей из Франции новой российской тенденцией Инесса Зарецкая.

«Кризис профессии учителя у нас и во Франции основывается на разных вещах», – заметили в конце встречи российским коллегам гости из Франции. И развили тезис об авторитарности педагога несколько неожиданным для нас образом: «Мы решили порвать с авторитарностью, и все зашло у нас очень далеко. Вплоть до агрессии учеников. Теперь нам надо учителей учить, как держать класс». Ну вот, дожили! А нам-то казалось, что сериал «Школа» – сугубо отражение российской действительности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2002
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4069
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3096
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2540

Другие новости