0
1751
Газета Образование Интернет-версия

26.10.2010 00:00:00

Вузы продают не технологии, а идеи

Тэги: ростов, дон, ярмарка, вуз, технологии, инвестиции


ростов, дон, ярмарка, вуз, технологии, инвестиции Министр Андрей Фурсенко призвал ректорский корпус работать вместе.
Фото Романа Махамеджанов (НГ-фото)

В Ростове-на-Дону прошла 12-я Российская венчурная ярмарка. Съехавшиеся на форум были едины во мнении, что это прежде всего образовательное мероприятие. Здесь не только общаются, но и учат предпринимателей преодолевать барьеры, получать инвестиции, кредиты, займы и т.д. Среди участников ярмарки оказалось немало вузов.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко напомнил присутствующим, что в любом «венчуристе» борются два чувства – трусость и жадность. Одним словом, в нем умело сочетаются способность к риску и желание заработать.

В продвижении инноваций идей и их коммерциализации, говорилось на совещании, есть два направления. Обеспечение прорыва за счет крупных корпораций и за счет малого и среднего бизнеса. Сегодня, учат нас своим примером иностранцы, в прорывных инновациях крупные компании отходят на второй план. А на первые позиции выдвигаются средние предприятия, взаимодействующие с вузами. В США компании, которые занимаются передовыми технологиями, имеют офисы в ведущих вузах и через финансирование делают идеи доступными для коммерциализации. А затем уже крупные компании покупают эти разработки и привлекают людей, которые способны производить некий продукт в промышленных масштабах.

Все так, согласен Андрей Свинаренко, замгендиректора ГК «Российская корпорация нанотехнологий», но, к сожалению, в наших вузах отсутствуют современные технологии, которые можно коммерциализовать. Это как раз та проблема, которая порождена отсутствием исследований, ориентированных на дальнейшее применение их в экономике. В советское время, напомнил Андрей Свинаренко, университеты выполняли около 33% оборонного заказа страны, сегодня – только 3%. Восстановить то, что утрачено, довольно сложно. Тем не менее все проводимые сегодня мероприятия, призванные стимулировать науку в вузах, должны будут себя оправдать.

Как напомнил модератор дискуссии Михаил Копейкин, член правления ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», в РФ мало спроса на инновации. Из-за отсутствия спроса появляется опасность, что новые идеи, добытые передовой российской мыслью, свободно перетекут к конкурентам за рубеж. А мы позже будем покупать у них либо сам продукт, либо наши же доведенные до ума технологии.

Увы, разочаровал всех министр Фурсенко, желания нет не только на спрос, но и на предложение тоже. Университеты не очень-то активно участвуют в инновационных программах. В течение текущего года было объявлено три конкурса, призванных стимулировать интерес к науке. Более того, впервые деньги давали не вузам, а предпринимателям, которые создали предприятия в вузах. Одним словом, возьмите деньги и закажите университетам технологию. А потом возьмите обязательство, чтобы эту технологию у себя внедрить. Был конкурс на проекты, предусматривающие приглашение известных ученых из-за рубежа с тем, чтобы они создали научные коллективы в России.

На все эти программы сроком на три года было предусмотрено полмиллиарда евро. Это не малые деньги. В стране примерно тысяча университетов. Но... Во всех трех конкурсах участвовало меньше 100 вузов. «Я не говорю о тех, кто выиграл, их еще меньше. Я имею в виду тех, кто только участвовал, – подытожил министр. – Остальные вузы инновациями заниматься не хотят».

Вряд ли мы станем страной, которая будет ориентирована на полномасштабное производство. К конвейеру наши люди не очень-то и склонны. Они не любят монотонно трудиться. Для нас интереснее заниматься инжинирингом. Заниматься созданием уникальных вещей. Только и это у нас не очень здорово получается. Почему? «Потому что продаем не технологии, а идеи, – считает министр Фурсенко. – Зачастую вместе с носителем этих идей. Нам надо работать над тем, чтобы создавать мощные внедренческие центры, которые доводят идеи до очень дорогого продукта. Когда мы говорим, что промышленность обрастет университетами, то в первую очередь речь идет о том, что у государства будет дорогой интеллектуальный продукт».

«Ученые тоже приходят сюда на ярмарку, – рассказал Сергей Поляков, гендиректор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, – и большая часть контрактов не срастается, потому что у ученых большая проблема – существенная переоценка своей интеллектуальной стоимости. Они никак не могут понять, что, чтобы довести идею до коммерческого продукта, понадобится не одна сотня денег».

В резюме специально для «НГ» Андрей Свинаренко заметил, что помимо преследуемых образовательных целей ярмарка дает возможность почувствовать историю успеха. А пока это не будет показано широко и массово, у нас не будет понимания, а что такое инновация, что такое высокотехнологичное мероприятие и многие другие важные вещи.

Возможно, после такого тренинга вузы немного научатся торговать. Но главное – не отучились бы заниматься наукой.

Ростов-на-Дону–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1008
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
903
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1036
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
939

Другие новости