До сих пор в поддержке исследований в вузах акцент делается на технологии, и забывается, что гуманитарная составляющая не менее важна.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Подведены итоги конкурса по коммерческому партнерству вузов и предприятий. Из 500 проектов выбрали 57. В течение ближайших трех лет на все это будет потрачена сумма в 8 млрд. руб. Всего же по итогам двух конкурсов отобрано 112 проектов. Среди победителей – 107 компаний и 76 вузов. Такое соотношение получилось, потому что некоторые компании выбирали одни те же вузы. Если хотя бы треть проектов достигнет коммерческого успеха – игра уже стоила свеч, считают победители конкурса.
Ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (бывший Московский институт стали и сплавов) Дмитрий Ливанов считает, что инновационное развитие страны будет идти по следующему сценарию: фундаментальная наука – прикладная наука – опытное производство – коммерциализация результатов. Государство будет субсидировать коммерческие фирмы, готовые перенести часть своих разработок на платформу университетов с привлекательным для них научно-аналитическим потенциалом.
Крайне важно при этом, отметил ректор Государственного университета – Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов, что примерно треть предприятий, попавших в число победителей конкурса, относится к средним предприятиям, потому что болезнь российской экономики ≈ «подавленное» состояние среднего бизнеса. Попытка создания инновационных перспектив пойдет на пользу для таких предприятий.
На пресс-конференции, посвященной подведению итогов конкурса, выступили и представители компаний. С МИСиС будет сотрудничать крупная компания по производству авиационных двигателей. Университет «МИСиС» поможет своими разработками титановых сплавов для производства деталей для двигателей.
ГУ-ВШЭ также начала работу со средней компанией. Как рассказал руководитель этой компании Олег Ена, «сегодня Интернет производит огромное количество информации, но машина не может ее «прочитать». Максимум, на что способен искусственный интеллект, – понимать последовательность одинаковых букв и находить эти последовательности в разных текстах. Поэтому программно-аппаратные комплексы для анализа информации становятся все более востребованными».
Руководители компаний сейчас остро нуждаются в средствах эффективного анализа информации, они должны понимать состояние своего предприятия, соизмерять его с деятельностью конкурентов и общим развитием отрасли. Причем эта оценка должна быть связана не только с сугубо экономическими показателями, но и с различного рода факторами внешней информационной среды: это и социальные аспекты, и законодательные, и особенности регионов, поведение конкурентов и прочее. А для этого нужно программное обеспечение, которое могло бы читать тексты с использованием современных методических разработок и экономической теории.
На Западе в последние годы подобные исследования принимают масштабный характер. В России таких бизнес-приложений пока нет – стандарты и методические правила, по которым работает отрасль, еще не успели сформироваться. В рамках проекта с ГУ-ВШЭ планируется создать программно-аппаратные комплексы, которые будут использовать недорогое серверное оборудование. Предприятия смогут подключать его к Интернету и в круглосуточном режиме мониторить десятки миллионов информационных источников. Так можно будет обеспечить получение качественных индикаторов, необходимых для принятия решений по улучшению своей деятельности.
В целом же, заметил Ярослав Кузьминов, недостаток министерского проекта по поддержке кооперации инновационных предприятий и вузов заключается в том, что социальные технологии (экономические, кадровая политика, маркетинговые, рекламные, правовые, психологические) оказались практически исключенными из сферы господдержки. Только три проекта в конкурсе выиграли нетехнологические вузы: два – все та же ГУ-ВШЭ и один – Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова.
Между тем именно социальные технологии дают большую часть добавленной стоимости в экономике. Если взять iPhone стоимостью 300 долл., 20–25 из них – это цена «железа», 75–80 – патенты и инженерные работы, оставшаяся часть «создана» маркетологами и финансовыми специалистами. И поскольку эта тенденция расширяется, строить программу модернизации России, оставляя социальные технологии в стороне, будет неразумно.