Начальную школу придется на селе сохранить, даже если в ней останется всего один малыш.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
В стране продолжается процесс сокращения сельских школ. Сообщения региональных новостей на этой неделе звучат как сводки с боев: «В Липецке ликвидируют девять малокомплектных школ»... «В стране около 54 тысяч школ, две трети из них – сельские, где обучаются порой всего 5–10 детей», – напомнил на недавнем совещании в Воронеже министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Так, значит, все-таки ликвидация? А как же... жизнь на селе, за которую так бьются оппоненты партии власти?
Тема сельской школы особенно остро звучала в летний период, когда население в регионах объявляло даже голодовки в знак протеста против закрытия некоторых учебных заведений. Если бы не природные катаклизмы, смешавшие россиянам все карты, сегодня вопрос «слияния и ликвидации» стоял бы на первом месте повестки дня.
Кстати, ошибочно считать, что о закрытии малокомплектных школ стали говорить только сегодня, ссылаясь исключительно на финансовый кризис или заявление главы правительства Владимира Путина о том, что сфера образования находится ныне на одном из первых мест по неэффективному использованию бюджетных средств. Автор этих строк помнит, как еще в 2004 году, ведя речь о перспективах молодежи села, тогдашний министр образования Владимир Филиппов обнародовал планы на будущее. «В ближайшие годы, – говорил тогда Владимир Филиппов, – в стране будет закрыто свыше 3500 малокомплектных сельских школ». Оптимизация началась совсем не сегодня.
Так как же процесс должен выглядеть по планам правительства? Накануне нового учебного года министр Андрей Фурсенко посетил среднеикорецкую общеобразовательную школу. Таких школ в стране немного. Примерно одна или две в каждом регионе. Здание построено по уникальному проекту. В обычной сельской школе имеется тренажерный и два спортивных зала, бассейн с четырьмя плавательными дорожками, четыре лингафонных кабинета, игровые комнаты и спальни для шестилеток. Лаборатории с современным оборудованием, кабинеты технологии и проч. Рядом со школой многофункциональный стадион с трибунами и беговыми дорожками с тартановым покрытием. Школа является базовой, поэтому сюда на занятия привозят 260 детей. Для того чтобы открыть такую школу, понадобилось закрыть девять обычных школ. Теперь ребятишек из девяти сел привозит на занятия школьный автобус.
«Ошибочно считать, – говорит сегодня Андрей Фурсенко, – что существует какой-то особый путь для развития сельской школы». Ее, по словам министра, ликвидируют не из-за государственного «скупердяйства», а прежде всего потому, что она не должна будет отличаться от городской. Развитие сельских учебных заведений будет идти все в том же направлении, что и везде в городах, – новые технологии плюс качественные педагогические кадры. «Школа на селе всегда была и будет дороже городской, – признается высокий чиновник. – Но просто наращивание финансовых ресурсов не приводит к повышению качества. Во главу угла должен быть поставлен ребенок».
То есть крупная школа, по мнению чиновников, даст больше ребенку из глубинки, чем прежняя, малокомплектная. Строительство таких общеобразовательных школ входит в планы ближайшего будущего. К слову сказать, процесс «укрупнения» идет не только в деревне, но и в городе. Даже в столице крупные сильные школы «поглощают» слабых соседей.
Для того чтобы еще зримее представить, как все будет выглядеть в будущем, можно просто посмотреть на проекты архитекторов, победивших в конкурсе «Наша новая школа»┘ Молодой Василь Набиуллин, архитектор из города Набережные Челны Республики Татарстан (номинант на премию), рассказывает о своем проекте: «Проектируемая школа имеет свой образ – образ орбитальной станции. Все здание состоит из отдельных модулей, связанных через центровой узел – главный вестибюль школы. Каждый модуль – отдельный отсек. Данный подход позволяет при необходимости модифицировать существующую планировку с целью увеличения количества модулей и постепенно вводить в эксплуатацию части здания...»
Делегат от московского творческого коллектива архитектурно-строительного КБ им. А.А.Якушева Дмитрий Сергеев рассказывает: «Школа в данном проекте рассматривается не как замкнутый, живущий своей жизнью организм, но как открытый культурно-спортивный центр. Школа четко зонирована по возрастным группам. С отдельными входами и собственными зальными рекреациями и внутренними двориками. Должен быть клубно-спортивный блок с кружковыми помещениями, связанный с общешкольным пространством с одной стороны и имеющий автономный вход с другой, дающий возможность использования его более широкими слоями населения во внеурочное время».
Ход мыслей архитекторов понятен. Школа – это большой комбинат по производству будущих гениев. Это даже не школа. А целый огромный социокультурный центр. Понятно, что архитекторам была поставлена конкретная задача и обозначены контуры школьного будущего... Но вернемся чуть назад, к проблемам более близким.
Итак, среднеикорецкая школа – базовая, потому что сюда осуществляется подвоз детей из близлежащих школ. Кстати, сами функции базовой школы могут тоже варьироваться. Допустим, рассказали на совещании, подвозить сюда детей можно не каждый день и не на каждое занятие. А только на лабораторные. А на месте со школьниками могут вести занятия «многопрофильные» учителя. Хорошо бы! Вот только сами учителя почему-то возражают против такой «многостаночности». Универсализм профессии учителя оборачивается для многих формальным «знанием по верхам». А в наш компьютерный век это очень рискованно.
И все же вопрос о закрытии школ, говорят высокие чиновники, решается сегодня местными властями и только полюбовно, с самым активным участием населения. Убеждать, убеждать и убеждать население, основываясь на зарубежном опыте, советуют власти местным чиновникам. И действительно, в странах Европы, при их условиях жизни, мягком климате и состоянии тамошних дорог, вопрос не стоит так остро, как для родителей российской глубинки: «Отвозить или не отвозить!»
Безусловно, сошлись во мнении на совещании в Воронеже самые высокие умы нашей политики, начальную школу на селе нужно бы сохранить. Пусть даже в ней будет обучаться только один человек. А вот на других ступенях школы вопрос все же будет решаться «полюбовно».
Воронеж–Москва