Несмотря на заверения высокопоставленных чиновников об увеличении количества бюджетных мест в магистратуру в этом году, далеко не всем желающим удастся в нее поступить, особенно в престижные вузы.
Каждый третий бакалавр может поступить в магистратуру на бюджет, утверждает сегодня официальная статистика. Но выделение бюджетных денег по специальностям происходит весьма неравномерно. Больше всех мест приходится на естественные и физико-математические науки (9727), затем идут энергетика, геология, геодезия. Меньше всего везет культуре и искусству (471 место). Кстати, становление магистратуры проходит на фоне продолжающегося спада наукоемких отраслей производства, и большинство населения по-прежнему тяготеет к изучению экономических и юридических наук.
В США в прошлом году большинство мест отдали магистрам по экономике, информатике и статистике. В магистратуру США идут примерно 50% бакалавров. Кстати, любопытно проследить, как менялись приоритеты этой страны в течение последних 15 лет. В середине 90-х годов прошлого века выпускали больше магистров в сфере образования, бизнеса, услуг и социологии.
Особенностью магистратуры является то, что она предполагает обучение молодых людей, идущих с разных направлений бакалавриата. Считается, что молодые люди могут легко переходить со специальности «экономика» на магистерскую подготовку по социологии, с математики на психологию, например, и т.д. Учитывая этот момент, в некоторых отечественных вузах уже предусмотрели подготовку бакалавров для поступления на отделения магистратуры. Вузы открывают «зимние школы», курсы дополнительной подготовки и т.д.
Кстати, еще совсем недавно подумывали о том, чтобы на бюджетную магистратуру не поступали со специалитета (это 5 лет обучения), учитывая тот факт, что данные абитуриенты лучше подготовлены и будут иметь преимущество перед всеми остальными. Но пока решение не принято, и на бюджет они претендовать могут.
Мобильность должна прийти на помощь вузам в подборе нужного им контингента студентов. Поэтому нет ничего удивительного, что примерно две трети магистров – это «пришлые» из других вузов. В Высшей школе экономики, например, доля абитуриентов из иных вузов превышает две трети. Среди платных студентов, обучающихся в магистратуре, больше в вузах зачастую оказывается именно «своих». И в то же время есть какие-то редкие направления магистратуры, куда в силу специфики и на бюджет берут опять же только «своих» бакалавров.
Итак, количество бюджетных мест в магистратуру растет. В 2008 году в нее поступало 34 512 человек, в 2009 году – 45 366 (на очную форму обучения).
В МГУ имени М.В.Ломоносова в 2009 году было выделено около 300 мест на естественные науки и 180 – на экономику. В МГИМО в 2009 году было подано 837 заявок на поступление в магистратуру (причем 431 из них на бюджет). Приняли в итоге на бюджет 241 человека.
В Финансовой академии при правительстве РФ бюджетных мест на магистратуру сегодня около 100, и 570, кстати, на бакалавриат. Это как раз то оптимальное соотношение, к которому уже готово прийти большинство вузов. Ведь предполагающиеся изначально 25–30% магистров от общего количества бакалавров в вузе – это количество, адекватное истинной ситуации сегодня в стране. Ну, нет у нас большего числа исследователей. Нет! По крайней мере так неоднократно заявляли чиновники Минобразнауки РФ.
С учетом того, что на столичные вузы приходится свыше 70% от общего числа претендующих на обучение в магистратуре, цифры в 300, 180 и даже 241 выглядят для москвичей совсем не масштабно и звучат вовсе не ободряюще для уже обучающихся в этих же вузах. Вообще доля москвичей составляет обычно около 35,4% от общего числа магистров, проживающих в Москве. Так что можно утверждать, что в магистратуре учатся студенты со всей страны.
И, кстати, это негласное правило вузов – собирать сливки с других вузов и регионов – сослужит в конечном итоге плохую службу субъектам РФ, оставив их без интеллектуальной элиты┘ Впрочем, тенденция все равно сохраняется: университеты в охоте за лучшим контингентом. На днях ректор УрФУ (Уральского федерального университета) заявил о том, что его высшая школа намерена в будущем около 20% аспирантов и магистров набирать из-за рубежа. То же самое намереваются делать и другие вузы.
Но все эти оптимистические заявления по поводу поиска талантов не исключают, увы, коррупционной составляющей. Прием в магистратуру происходит в вузах по конкурсу. Экзамены принимаются общеуниверситетской приемной комиссией. И бывают, например, случаи, когда бакалавр, только что успешно сдавший выпускные экзамены в этом же университете, на вступительном экзамене через неделю набирает баллы за те же самые дисциплины, но уже на порядок ниже. (Неужели так упали знания всего лишь за неделю?) Или, может, проблема все-таки в другом┘
Сегодня в один голос все говорят о том, что процедура поступления на бакалавриат и специалитет стала более объективной. В таком случае почему, сделав открытой одну процедуру, не задумались над тем, как сделать более прозрачной и процедуру поступления в магистратуру. Тем более в ситуации, когда обучение в магистратуре является довольно дорогим удовольствием.