Научно-техническое и инновационное развитие государств – участников СНГ и перспективы дальнейшего углубления интеграционного взаимодействия обсудили министры образования стран СНГ в Москве. Напомним, что, по оценкам ВТО, емкость мирового рынка образовательных услуг оценивается в 90 млрд. долл. США. Всего в мире насчитывается свыше 3 млн. студентов, которые обучаются в системе высшего образования других стран.
Удельный вес иностранных граждан, обучающихся в вузах РФ, составляет сегодня примерно 3% от общемировой численности иностранного студенческого контингента. В США такой показатель находится на уровне 22%, в Великобритании – 11%, Германии – 9%, Франции – 10%.
Россия занимает среди ведущих стран мира, осуществляющих подготовку специалистов из-за рубежа, 8-е место после США, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Японии и Китая. Более чем в 150 странах мира работают около 1 млн. иностранных выпускников российских учебных заведений. 70% из них окончили учебные учреждения РФ. Сегодня иностранные граждане проходят обучение в 790 вузах на территории РФ.
Другое направление – обучение в филиалах российских вузов за рубежом. Сейчас действует 42 таких филиала. Особое место отводится российско-национальным университетам совместного ведения, открытым в Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистане. Одно из важных направлений по поддержке экспорта образовательных услуг – работа по признанию и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях. За последнее время подготовлены и находятся в стадии согласования проекты межправительственных соглашений с Египтом, Индией, Македонией, Перу, Сербией. Прорабатываются проекты многосторонних международных договоров с государствами – участниками СНГ и государствами ШОС. В прошлом году подписаны соглашения в этой области с Италией, Туркменистаном, в начале 2010 года с Кубой, Венесуэлой, Вьетнамом.
Продвижение в русле Болонского процесса и вступление в ВТО обострит конкуренцию на образовательном поле. Поэтому РФ сейчас важно не потерять уже завоеванные позиции в странах СНГ. По признанию самих участников встречи в Москве, интерес к модернизации в РФ растет. В том числе к изменениям, проходящим внутри системы. К упорядочению системы иерархии вузов, к национальным проектам, к появлению новых типов высших школ (федеральные и научно-исследовательские университеты), образовательных центров, научно-инновационных комплексов. В общем, дикий рынок отступает.
Кстати, он в той или иной степени был у всех стран СНГ. Правда, кто-то, как Белоруссия например, не открывал шлюзы для частных вузов и не озабочен сегодня темой закрытия «псевдовузов». А кто и, как Казахстан, хорошо помнит тот невеселый период, когда работодатели, приглашая на работу выпускников вузов, писали в объявлениях: «Выпускникам таких-то вузов – просьба не беспокоиться». Миновав болезни роста, страны СНГ готовы теперь думать о совместном инновационном пути развития.
Вместе с тем не обошлось на заседании и без критики. Новый министр образования Украины Виктор Мунтиян покритиковал образовательную реформу РФ, напомнив, что если прорыв лидеров случится, а другие остановятся в своем развитии, то плохо придется всей системе. И напомнил о нищенском бюджете на науку и образование в РФ и Украине, сравнив их с бюджетами развитых стран. На это министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко всерьез заметил, что чем беднее страна, тем более она склонна к инновациям. В смысле, не голодная страна, а не совсем сытая. Но все-таки пригласил министра Украины вместе с собой пойти на встречу с министром финансов, чтобы быть более убедительными в спорах за бюджет.
Почему именно сегодня стало возможным оживление сотрудничества со странами СНГ уже второй раз только за последние полгода – спросила обозреватель «НГ» Лаззат Кусаинову, зампредседателя комитета науки МОН Казахстана. «Интенсивнее диалог пошел после того, как страны отстроили свои национальные системы образования, преодолели внутренние противоречия в национальных системах, а рыночная экономика создала конкурентную среду для развития высшей школы», – последовал ответ.
Что же касается заявленной темы инноваций, то здесь, уверена Лаззат Кусаинова, конечно же, нужно объединение усилий ученых стран, тогда и прорыв будет осуществлен быстрее. И нужно не забывать о двухстороннем посыле. Это когда ученые генерируют идеи, необходимые для инноваций. И идет встречное движение самой экономики, когда она настолько готова, что сама ищет идеи для своего развития.