Секретарь Общественной палаты Евгений Велихов и президент РСР Виктор Садовничий теперь в едином строю.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
В МГУ имени М.В.Ломоносова Российский союз ректоров (РСР) и Общественная палата (ОП) подписали соглашение о партнерстве. Зачем? Очередное соглашение, не ведущее ни к чему?
«Эта идея более чем уместна сегодня, – возразил «НГ» ректор МГУ имени М.В.Ломоносова и глава РСР Виктор Садовничий, – потому что сейчас такое время, когда любое законодательное движение в области образования, науки, молодежной политики проходит экспертизу и апробацию. Общественная палата по своему положению должна такие законы рассматривать. Давать заключения┘ Мы надеемся, что принятое соглашение будет содействовать открытости образовательных процессов. Оно позволит нам еще более сблизить наши усилия в законодательной деятельности».
«Идея создания Общественной палаты очень понравилась российскому обществу┘ Что любопытно, подобные структуры создаются сегодня не только в городах, но и на уровне муниципалитетов», – отметил, в свою очередь, руководитель ОП, академик Евгений Велихов.
Вообще политическая подоплека события очевидна: идет объединение двух наиболее проявивших себя общественных объединений в образовании. Ректорскому корпусу, утерявшему часть свобод в последние годы (взять хотя бы назначение ректоров), нужны союзники в лице общественников для проведения независимой образовательной политики. Кроме того, союз с Общественной палатой полезен для проведения независимых исследований и мониторингов. Для того чтобы лучше понять, что именно означает это объединение и как все это скажется на образовании, пройдемся по событиям последнего времени. А заодно и вспомним, есть ли подобные объединения за рубежом? Есть ли союзы ректоров? И объединения их с общественными организациями?
«Такие союзы ректоров существует и за рубежом. British konsul – в Великобритании, но он выполняет фактически функции министерства. В Германии существует конференция ректоров. В других странах тоже есть объединения ректоров. Но все они не столь влиятельные, как наша организация, и не столь едины по настроению», – пояснил в беседе с обозревателем «НГ» ректор Садовничий.
Что же касается деятельности РСР, то он редко остается в стороне от главных событий. Например, недовольство общества слабым участием российских университетов в международных рейтингах привело к тому, что РСР не только провел консультации с самыми авторитетными зарубежными агентствами по рейтингованию, но и заставил их пересмотреть критерии отбора лучших университетов мира. Он внес зарубежным коллегам на рассмотрение свои предложения и свои методики расчета.
Все это в итоге привело, говорит ректор Садовничий, даже к буму участия российских вузов в рейтинговании. Если раньше игроков со стороны РФ было не более 2–3, то сегодня 138 российских вузов участвуют в рейтинге газеты Times. Как сказал ректор МГУ, сегодня РСР ведет переговоры с очень закрытым Шанхайским рэнкером. Идут они трудно, но надежда на сотрудничество есть.
Второй пример – это обсуждение закона о новых формах бюджетных учреждений. Тут взгляды власти и ректоров не совпали. Особенно много вопросов возникло на заседании Совета ректоров Москвы и Московской области в МГТУ им. Баумана, где разъяснения давал директор департамента комплексной координации программ в сфере образования Артемий Никитов. Обсуждение закончилось тем, что неудовлетворенные ректоры говорили потом между собой в кулуарах: «Дело ясное, что дело темное!»
Напомним, что многолетняя тяжелая дискуссия по ЕГЭ разрешилась компромиссным вариантом. РСР добился права проведения дополнительных экзаменов для ведущих вузов и расширения олимпиадного движения. Кстати, в этом году прирост олимпиадников составил 17%. А в борьбу за проведение олимпиад включилось большое количество организаций, включая Роспатент и организации бизнес-сообщества. Это ответ РСР на критику со стороны общества по поводу недостаточности контроля за проведением олимпиад.
Сегодня основные дискуссии идут вокруг закона о двухступенчатом образовании. Закон предписывает переход уже со следующего года на обязательные бакалавриат и магистратуру. РСР добивается, чтобы переход не был обязательным и безоговорочным. «Мы надеемся, что наш голос будет услышан. Иначе фундаментальности университетского образования придет конец, – заявил «НГ» Виктор Садовничий. – Есть ряд специальностей, по которым просто должен быть безоговорочный специалитет (пять лет)».
Итак, заключение договора о совместной деятельности РСР и Общественной палаты, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, представляет собой процесс институционализации союза ОП и РСР. Соглашение, идущее на пользу и той и другой организации.
И буквально с ходу, после подписания, поступило первое предложение от ректоров. Сегодня выставлен для обсуждения обществом новый закон об образовании. В течение лета будут идти дискуссии вокруг законопроекта. Общественной палате предложили подключиться к экспертизе. «Не самое удачное время для обсуждения, конечно, выбрано, – посетовал академик Велихов, – в такую-то жару┘ Но будем работать!»