Без ИТ-технологий теперь никуда – ни в ядерной отрасли, ни в энергетике. А специалистов нет.
Фото Reuters
Ректоры вузов обсудили задачи вузовского сообщества в сфере информационных технологий (ИТ). Речь шла об объединении потенциала и систематизации усилий государственных институтов, вузовских корпораций и отраслевых сообществ в направлении создания современной концепции ИТ-образования. Концентрация материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов на подготовке специалистов в области информационных технологий обеспечит необходимым кадровым потенциалом энергетику, ядерные, космические и медицинские технологии.
В концепции среди прочих приоритетных направлений в разделе «Формирование интегрированной системы ИТ-образования» ректоры предложили и несколько спорный момент – введение в систему дошкольного образования вводных образовательных компьютерных программ с игровыми модулями для подготовки к школьному этапу. Сторонники здорового воспитания школьников наверняка будут противиться столь раннему приобщению школьника к компьютеру. По крайней мере еще несколько лет назад по этому поводу разгорались нешуточные споры. Ректоры же уверены в необходимости этого элемента обучения. Кроме этого пункта концепция относит к приоритетным задачам: разработку стандартов ИТ-образования и построение устойчивых связей с ведущими мировыми корпорациями и университетскими центрами.
«Проблем в этой области скопилось немало, – начал заседание Совета РСР ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. – Дискуссия идет уже несколько лет. Существует противоречие между вузовским сообществом и обществом работодателей. Последние утверждают, что вузы готовят либо недостаточное количество студентов, либо готовят плохо». Задача, тут же уточнил ректор Садовничий, не в том, чтобы кого-нибудь в чем-то поучать, а в том, чтобы сблизить позиции обеих сторон.
Кластер вузов, уделяющих приоритетное внимание вопросам профподготовки, в принципе уже создан. Но одна любопытная цифра, приведенная на совещании руководителем компании «1С», настраивает на менее оптимистический лад: в вузы РФ на специальности, связанные с компьютерными технологиями, поступают 70 тыс. абитуриентов, а заканчивают┘ 29 тыс. студентов.
Кстати, общее число всех занятых в отрасли информационных технологий в РФ – 1,4% от всех работающих. В Великобритании – 4,7%, а в 2010 году будет 5%. В США в Силиконовой долине трудятся 370 тыс. человек. Всего занятых в ИТ-отрасли в США – около 3 млн. человек. США импортируют этих специалистов из Китая и Индии. По данным Госкомстата, в 2005 году в стране было 330 тыс. специалистов, в 2008 году – 370 тыс. Стране же нужно около 2–2,5 млн. человек. Ситуация складывается не в пользу РФ, и непременно встает вопрос – а что тогда делать?
Переходить на 100-процентный импорт технологий категорически нельзя. Это касается и процессоров, и операционных систем. Для образования же это означает то, что подготовка специалистов должна вестись самым широким фронтом и в лучших вузах страны. Пока из предложенных проектов самый крупный, поддержанный правительством, включает подготовку специалистов в 25 вузах, где набирается около 500 человек с одного курса. По мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, это очень мало. Несмотря на учебу в разных вузах, все эти студенты будут заниматься по одной программе, требования к подготовке будут высокие, строгая проверка знаний будет ждать студентов не только на вводе в программу, но и на выходе.
Кстати, проблема стандартов в ИТ-образовании стоит особенно остро. Учат пока вразнобой. И еще одна проблема упирается в кадры. В вузах сегодня мало профессионалов, которые могут готовить квалифицированных специалистов. При этом не стоит еще и забывать, что те специалисты, которые не дают умереть отечественным высоким технологиям, работают практически за идею. Все удачно складывается исключительно у тех, кто работает на коммерцию.
Андрей Фурсенко, выступая на заседании РСР, заметил: «Сегодня есть опасения, что в целом требования к ИT-специалистам понизились. А единых требований на выпуске к ним нет». Ситуация, по мнению руководителя образования, тревожная. Уже очевидно, что потребностей страны в элитных специалистах вузы покрыть не могут. Если революционную ситуацию в стране могут создать 10–15% инакомыслящих, примерно то же самое количество лидеров-профи сможет дать и новое дыхание отрасли. Фурсенко предложил ректорскому сообществу продумать еще и идею профессионального экзамена – когда выпускников вузов проверяет на соответствие квалификации еще и общество профессионалов.