0
1181
Газета Образование Интернет-версия

22.06.2010 00:00:00

Стандарты раздора

Тэги: школа, реформа, егэ


школа, реформа, егэ Учитель должен сегодня отойти на второй план, предоставив возможность детям самим разобраться... в материале.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Уже понятно, что следующим камнем преткновения для правительственных реформ после ЕГЭ станут государственные стандарты. Об этом свидетельствует и дискуссия, которая разворачивается на учительских сайтах. В частности, открытое письмо учителей, которое недавно опубликовало одно из интернет-изданий. Напомним, что согласно министерским планам сроки введения стандартов для средней образовательной школы определены на 2010–2011 годы. Материалы для основной школы появятся в 2010-м.

На стандарт опираются все грядущие нововведения и инициативы, включая президентскую «Новую школу», подушевое финансирование и деление школ на автономные, новые бюджетные и казенные. Пока не будут введены федеральные государственные стандарты, общество не поймет, чем конкретным обернется для их детей реформа школы. Пока повисли в воздухе и вопросы о платности образования. И неубедительно звучат доводы чиновников о том, что никакой платности не случится.

По заказу Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из 17 групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и РАО, каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по начальной школе уже готовы. И для обсуждения уже предложены примерные учебные программы по 13 предметам средней школы. Стандарт предусматривает переход на 12-летнее обучение в школе.

По мнению оппонентов стандартов, законопроект в случае принятия его в том виде, в котором он опубликован на официальном сайте, будет способствовать разрушению единого образовательного пространства России. Потому что в нем отсутствует «реальное наполнение предметных областей и проверяемость всех декларируемых результатов (нет описания механизмов контроля этих результатов), отсутствует указание количества часов, отводимых на те или иные учебные дисциплины. Непонятно, какие дисциплины являются обязательными для изучения и в каком объеме, а какие являются дисциплинами по выбору». В результате, уверены учителя, можно констатировать, что обязательный образовательный минимум в рамках этого стандарта образования практически равен нулю. Если основываться на данном документе, то получается, что за все отвечает школа, а государство вообще ни за что не отвечает.

Авторы законопроекта и не скрывают, что роль школы и даже родителей в деле обучения и воспитания подрастающего поколения в будущем только повысится. Новые стандарты – не для учителей, а для школьников, объясняют учителям на семинарах по подготовке их к работе с новыми стандартами. И «направлены они не на изменения технологии обучения, а на изменение личности школьника. Они затронут все общество, но общество пока этого момента не осмыслило»...

В Тель-Авиве прошел недавно семинар для наших руководителей учреждений дополнительного педагогического образования, организованный Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования совместно с издательством «Просвещение». «Старая система, когда дети сидят и слушают на уроке, устарела, – говорили на семинаре. – Учитель должен стать актером второго плана и предоставить ученикам возможность самому разобраться в материале».

«Нет более лучшего, чем существовавшие в СССР научно обоснованные учебные программы и учебные планы по каждому учебному предмету, – отвечают на это участники форума учительского сайта. – Нет более разумного подхода к формулированию задач и целей школьного образования, чем это было в системе советской школы. В ней с научной позиции и научного мировоззрения закладывались в учебные программы основы (основы!) всех наук как базового знания; уделялось первостепенное внимание физико-математическому, историческому образованию, нравственно-духовному воспитанию средствами родного языка и литературы».

Начавшаяся дискуссия уже показывает, что без надлежащего разъяснения сути и принципов действия новых стандартов мероприятия Минобрнауки РФ не только обречены на неудачу, но и могут стать инструментом политической борьбы в условиях приближающихся выборов. Ведь в случае провала школьной реформы возрастет недовольство в обществе. И тогда не только педагогическое сообщество, но и простые граждане будут задавать разработчикам неудобные вопросы о неразумной трате государственных средств и удачном дележе бюджетного пирога. Введение единого госэкзамена уже в значительной степени продемонстрировало, какая нагрузка легла на школу. И если еще при этом школы перестанут учить┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1115
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
548
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
485
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
616

Другие новости