0
1227
Газета Образование Интернет-версия

30.03.2010 00:00:00

Дети риска напомнили о себе

Тэги: школа, дети, избиение


школа, дети, избиение Неограниченность выбора может оборачиваться социальными рисками.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Вопиющий факт, который неделю обсуждали всем педагогическим миром: ученики школы № 1 города Шелехова Иркутской области избили учителя прямо во время урока. Сняли это на видео и выложили в Интернет. До этого в Интернете выкладывали записи избиения подростками мигрантов, бомжей, одноклассников. Теперь дошли до учителей.

Но дальше начинается вообще абсурд. Родители «режиссеров» первыми заявили о себе как о пострадавших. Представитель областного управления образования в прямом эфире федерального канала телевидения фактически призвала общество не наказывать детей, потому что наказанием им можно испортить всю дальнейшую жизнь. Уволили директора школы...

«Примета времени – это проблема духовно-нравственного воспитания не только для подрастающего поколения, но и взрослых, – уверена профессор кафедры социальной педагогики Российского государственного педуниверситета имени А.И.Герцена Надежда Суртаева. – Это проблема системно-общественных изменений. Именно вопросы социального характера, социальной совести стоят сегодня крайне остро. Поэтому, уверена, случай не является единичным. Возможно, подобные инциденты просто замалчиваются».

События последних дней наглядно высветили как минимум три существенные проблемы. Первая заключается в том, что ставка на самостоятельность школ несколько преждевременна.

На практике получается, что школьная администрация в регионах не способна решать самостоятельно даже кадровые вопросы. Не готова принимать ответственные и взвешенные решения. И мыслит в духе социалистических механизмов управления – не «выносить сор из избы». Причем так будет продолжаться еще долго.

Второй урок из шелеховской трагедии заключается в отсутствии сегодня у учителей и родителей понимания того, как действовать в кризисной ситуации и после. Напомню, педагоги дурно прославившейся шелеховской школы в разгар конфликта и после него заняли отстраненную позицию. А родители уверены, что самое главное в их жизни – спасти своих детей от тюрьмы.

И третье. Случай продемонстрировал, что общественных организаций, по сути, в глубинке нет. Никто так и не услышал голос школьного совета, который, как нас убеждают, сегодня есть уже практически в каждой школе. Незрелое общество не готово дать адекватную оценку случившемуся, поэтому все ждут, когда с ситуацией разберутся силовые ведомства.

«Лечить наше общество, думаю, надо, начав с управленческого аппарата, который находится на виду и является в какой-то мере примером для подражания. Необходимо принять какую-то действенную программу – концепцию по возрождению духовно-нравственной культуры личности, изменению ценностных приоритетов в обществе», – уверена Надежда Суртаева.

Побочно случай выявил еще и возросшую занятость педагогов, которая, как выразилась во время прямого эфира учительница химии прославившейся школы, – «закруживает» учителей и не дает следить за школьными делами. Бумажной работы у учителей в связи со всевозможными конкурсами и собиранием собственного портфолио для доказательств своей хорошей работы только прибавилось. Помня о тезисе самостоятельности школ, директора обязали учителей писать программы по своим предметам. Все увязли в проектной деятельности и во всякого рода дополнительной документации и отчетности, которые требует от них местное начальство.

Ситуация оказалась неожиданной для Министерства образования и науки РФ, сообщили информагентства. В принципе ничего удивительного в этом нет. Напомним, последние три года основное направление правительственных инициатив заключается в поддержке талантливых детей, в то время как около 40% детей мегаполисов (данные Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга) сегодня уже находятся в группе риска.

Причем современная ситуация характеризуется постоянным расширением поля социальных рисков, уверены в РГПУ имени А.И.Герцена. Исследования университета предупреждают об опасностях, которые исходят из рыночной экономики и связанных с ней проблем материального обеспечения семьи. В условиях рыночной экономики меняется отношение ребенка к потреблению материальных благ, а сегодня наблюдается еще более значительное расслоение общества по уровню потребления товаров и услуг и полярностью семей по наличию достатка.

Риски информационного общества и проблема интеллектуального развития связаны с тем, что повсеместное и неконтролируемое развитие информационных сетей становится еще более опасно своими последствиями воздействия на ребенка, напоминают психологи. Отсутствие отбора «качественной – некачественной» информации способствует десоциализации детей.

Есть риски, связанные с миграцией, которая не только увеличивает нагрузки на образовательную систему, но и опять же влияет на социализацию детей. И все это напомнит о себе в самое ближайшее время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
883
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
836
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
566
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
457

Другие новости