Ректор МГУ напомнил миру, что такое фундаментальное российское образование.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Российский союз ректоров (РСР) одержал первую победу над одним из составителей мировых рейтингов – Times Higher Education World University Rankings. Теперь эта компания будет руководствоваться при ранжировании вузов Берлинскими принципами 2006 года и принципами Московского меморандума 2009 года.
А личная победа руководителя РСР, ректора МГУ имени М.В.Ломоносова Виктора Садовничего случилась чуть раньше, когда после его громких обвинений составителей Times Higher Education World University Rankings в некомпетентности, руководство газеты поспешило расторгнуть договор с компанией, проводящей обработку рейтинга. Теперь дело составления рейтингов передано в руки другого партнера – компании Thomson Reuters.
Сегодня Виктор Садовничий утверждает, что заняться поисками справедливости его вынудили многочисленные нападки прессы. Для финансового благополучия того или иного учреждения высшего образования в РФ более существенное значение имеет внутренний вузовский рейтинг, чем внешний. Но раз потребитель у нас и за рубежом требует внимания к глобальным рейтингам – вуз обязан за себя постоять. На топ-списки высших школ обращают внимание население и работодатели. И отсутствие престижных университетов России в составе первой сотни лучших вузов мира – это, конечно, нонсенс. Тем более если учесть, что наука в США и других странах Запада и Востока существенным образом подпитывается лучшими кадрами из России.
В общем, добившись от британской стороны признания того, что методика составления топ-списка Times была не на высоте, Союз ректоров РФ решил не останавливаться на достигнутом и пошел дальше. С марта 2010 года он начинает полноценное сотрудничество с составителями глобальных рейтингов. Первая такая встреча прошла в столице РФ в конце прошлой недели.
На встречу с главным редактором Times Higher Education World University Rankings Филиппом Бетти и директором отдела по оценке научных исследований Джонатаном Адамсом в Фундаментальную библиотеку МГУ пришли около 50 ректоров вузов РФ и экспертов сферы образования. Встреча британских гостей с прессой состоялась позже, в ротонде главного здания МГУ, под самым шпилем университета, на уровне 32-го этажа. Виктор Садовничий не преминул заметить, что только наиболее значимые университетские мероприятия проходят на такой «немыслимой высоте».
Зарубежные гости жест оценили. Как подчеркнул позже в интервью «НГ» Филипп Бетти, с ректорами вузов они, конечно, встречались, но на столь представительной встрече присутствовали впервые. Вдобавок так серьезно и обстоятельно нигде не говорили. «Впрочем, – тут же вспомнил Филипп Бетти, – о слабости методологической базы рейтингов Times говорили нам и британские ректоры».
Так в чем обстоятельность обсуждения и к чему в итоге пришли? Россияне напомнили о Берлинских принципах ранжирования 2006 года и приницпах Московского меморандума 2009 года – индикаторы рейтинга должны быть значимыми для всех сторон, объективными, допускающими независимую проверку, прошедшими публичное обсуждение. Процедура определения значений должна быть прозрачной, проходить с ведома рейтингуемого и предусматривать элемент состязательности. Вузы должны иметь право на апелляцию.
Британская сторона выслушала и согласилась совершенствовать глобальную систему оценки вузов. Обещала присмотреться к уникальности различных моделей образования, существующих в международном образовательном пространстве. «Вполне возможно, что в новом рейтинге некоторым английским университетам придется уйти с первых позиций, – заявил Джонатан Адамс, – потому что ранее был перекос в сторону англоязычных стран┘ Возможно, что российские вузы займут более высокие позиции».
На прощание ректор Виктор Садовничий подарил британцам увесистую папку с перечислениями достижений отечественной университетской науки. А Джонатан Адамс – доклад компании Thomson Reuters о состоянии российской науки. (Подробно об этом докладе «НГ» уже написала в номере от 10 марта 2010 года.)
В личной беседе с корреспондентом «НГ» представители британской стороны не были столь осторожны в суждениях, как на общей встрече. «Не стоит забывать, – заявил нам Филипп Бетти, – что высшее образование РФ претерпело в 90-е годы множество проблем, которые не прошли для вашей страны бесследно. Так что ожидать, что университеты России сразу же окажутся на первых позициях, преждевременно. Выйти вперед вам помешают два важных момента – слабое финансирование и невысокий индекс цитируемости ученых».
Остается дождаться, что покажет новый мировой рейтинг Times. Кстати, он выйдет осенью 2010 года.