Учителя всегда технически помогали чужим партиям, в то время как давно могли бы руководить своей.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
На протяжении нескольких месяцев медийные лица педагогического сообщества периодически запускают слух о создании партии учителей. Разговоры эти усилились после объявления президентом РФ 2010 года Годом учителя. Буквально на днях еще один такой пробный шар был запущен в аудиторию интернет-сообщества политологом Глебом Павловским: в одном из комментариев он высказал удивление по поводу отсутствия в России партии учителей.
Павловскому кажется странным, «почему учителя до сих пор не взяли власть в своей стране». По его мнению, учитель – самый авторитетный социальный класс. И странно, что нет партии, опирающейся на этот класс. Партия учителей запросто может собрать голоса людей, для которых знания являются непреложной ценностью. Стать оплотом для считающих, что знания – это власть. И объединить людей, которые отчетливо понимают, что знания – это прямой путь к успеху. Через пять–десять лет, уверен политолог, «эта аура исчезнет». И 2010 год – это фактически последний год, когда еще есть время для того, чтобы созданная партия приняла участие в парламентских выборах 2011 года.
Идея создания партии учителей родилась не сегодня. Не ходя далеко за примером, можно вспомнить, что в 2008 году прецедент подобного рода случился в Израиле. Инициатором создания партии там выступило объединение работников образования. Идею создания партии учителей поддержали видные журналисты, педагоги, деятели искусств. Всем им надоели обещания различных партий и непрекращающиеся эксперименты над образованием и учащимися.
Другое дело, что созданные общественные движения и партии учителей, как правило, не имеют большого политического веса. Тем не менее именно учителя действительно являются наиболее яркими агентами влияния на учеников и их родителей. Таким капиталом не пренебрегает ни одна партия, серьезно готовящаяся к парламентским или президентским выборам. Оппозиция нашей действующей власти часто публикует на своих сайтах информацию от граждан об открытом давлении на учителей с требованиями отдать голоса за партию власти. Хотя и сама оппозиция подчас не прочь использовать этот ресурс.
Учитель по-прежнему пользуется доверием у населения, особенно сельского, – это правда. И это несмотря на то, что только 23% россиян уверены, что учитель – вполне престижная профессия. А 35% людей склонны думать, что эта профессия однозначно непрестижна. Таковы данные ВЦИОМа.
Кстати, в Европе и США врачи и учителя пользуются наибольшим доверием у населения. Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе международного исследования «Индекс доверия GfK» (GfK Trust Index), ежегодно проводимого немецкой транснациональной исследовательской группой GfK в Европе и США. Так что ресурс доверия у отечественных учителей еще есть┘
Только вот идея создания партии учителей непременно упрется в вопрос лидера. Ярких вождей в образовании нет. И большинство медийных персон из сферы образования всегда старались избежать участия в политической жизни страны. Редко кто из лидеров образования делал громкие заявления, выходя за рамки сферы своей деятельности. Видимо, заметить лидеров образования обывателю гораздо трудней. Избиратель любит героев. По крайней мере так думают те, кто усиленно продвигает на руководящие посты в Думе спортсменов и балерин.
Напомню, что сегодня образованием в Госдуме тоже «рулят» спортсмены. Впрочем, не только им. На заметных постах в ГД РФ – олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова (заместитель председателя Госдумы Бориса Грызлова), олимпийский чемпион Антон Сихарулидзе (глава комитета по физической культуре и спорту), легендарный хоккеист Владислав Третьяк. Гимнасткам Светлане Хоркиной и Алине Кабаевой доверены посты заместителей председателя комитета по делам молодежи. И это несмотря на данные ВЦИОМа о том, что перед думскими выборами всего лишь 5% россиян заявляли о желании видеть в парламентских креслах спортсменов.
По данным того же ВЦИОМа, большинство россиян уверены, что депутатами должны становиться экономисты и юристы – 45% и 42%, ученые – 30% и партийные деятели – 25%. Учителей в этом списке нет. Но если брать вопрос шире и говорить о создании партии работников образовательной сферы – то недостающие очки учителями будут набраны очень быстро.
Улучшится ли ГД РФ в своем качественном составе с прибавлением числа депутатов-учителей – сказать сложно. Напомним, что образование остается пока одной из самых коррумпированных отраслей в государстве.