Школьники готовы полностью повторить то, что видят на экране.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Необходимо срочно вернуться к обсуждению психолого-педагогической экспертизы продукции, предназначенной для просмотра массовой детской аудиторией, считают преподаватели кафедры социальной педагогики Российского педагогического государственного университета имени А.И.Герцена.
Психика сегодняшних школьников очень неустойчива, считает специалист по детской психологии профессор Надежда Суртаева. Всю информацию они воспринимают в прямом смысле – «увидел–воспроизвел». Более 30% учеников средних классов (в младших классах значительно больше) готовы полностью повторить то, что увидели на экране.
Сегодня учитель как источник информации воспринимается только 20% учеников, остальное школьнику дают компьютер, окружение и СМИ. «Если все эти участники воздействия так и будут воспринимать себя как отстраненного наблюдателя за процессами, происходящими в обществе, изменений не будет», – уверена профессор. Между тем проблему надо уже формулировать так: деформация нравственного воспитания детей представляет прямую угрозу безопасности страны.
Как показывают социологические опросы, более 55% школьников готовы переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться личного успеха. Как мы этого добились? Посмотрите рейтинг новостей в Интернете. «Что стоит на первых полосах вслед за передвижениями по миру людей Белого дома? Участница «Большого дома» после бесчисленных половых связей наконец-то забеременела┘» – иронизируют педагоги. Кроме того, проблему нравственно-духовного воспитания школьника надо рассматривать через призму другой проблемы.
Более 50% детей, пришедших в первый класс в Москве и Санкт-Петербурге, – дети разных национальностей. Тенденция к увеличению числа таких школьников сохраняется на протяжении последних пяти лет. Причем в первые три года учебы постоянно меняется состав класса начальной школы (сказываются взрослые семейные проблемы). Большинство первоклассников в связи с этим страдают задержкой в речевом развитии. Это – причина плохой их успеваемости и развития конфликтов в школе. В том числе и конфликтов на национальной почве. Вдобавок родители таких детей не прививают им уважение к культуре страны, в которой они живут.
Школа тоже стоит в стороне от процесса, ограничиваясь беседами о толерантности. Проблема усугубляется и тем, что нет четкой государственной политики по этому вопросу. Большинство учителей этой темы боятся. Потому что легко получить обвинения в великодержавном шовинизме и разжигании национальной розни. С теми же муками рождается и предмет «Духовно-нравственное воспитание в обществе». И учебники к нему. Хотя даже само название предмета по-прежнему вызывает удивление представителей педагогической общественности. В принципе все преподавание в школе должно строиться на основе духовно-нравственного воспитания школьника. Но чтобы существовал такой предмет отдельно?! Учителя уверены, что преподавание предмета будет неизбежно сопровождаться скандалами.
Видимо, понимая трудности педагогов начальной школы, президент России Дмитрий Медведев дал поручение о повышении зарплаты учителям начальных классов. Но при этом бюджет 2010 года на начальное школьное образование запланирован ниже, чем в прошлом году. Кроме того, жалуются учителя, из школы в связи с организационными мероприятиями по новой оплате труда ушли социальные педагоги.
Между тем социальный педагог – полезная должность при школе, считают сотрудники кафедры социальной педагогики РГПУ имени Герцена. Он не только подменяет классного руководителя, но и организует работу на классной параллели. Как бы сегодня скептически ни относились к организации и проведению школьных мероприятий, именно они сплачивают коллектив. То же самое касается и мероприятий по патриотической тематике.
Исследования социологов свидетельствуют, что именно детям из группы риска свойственно особое глубинное чувство патриотизма. В общем, есть с чем работать социальным педагогам. Но опять же, повторяют социологи РГПУ, без решения вопроса психолого-педагогической экспертизы продукции, предусмотренной для показа широкой детской аудитории, говорить об изменениях школьной среды не имеет смысла.