За парты посадят и директоров школ, правда, учить их будут исключительно управлению.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Госдуму РФ внесен законопроект о праве и обязанности учителей проходить переподготовку по своему направлению не реже чем раз в пять лет. Такой законодательной нормы не было ранее. Она существовала только для преподавателей вузов. Сегодня назрела острая необходимость в решении этого вопроса и для педагогов школы. «Мы надеемся уже в конце марта принять этот закон», – сказал «НГ» председатель профильного комитета ГД РФ Григорий Балыхин.
Ранее на заседании Педагогической ассамблеи, посвященной открытию Года учителя, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что переподготовка учителей и связанная с ней аттестация педагогов войдут в проект «Наша новая школа». Педагогам при этом предоставят возможность выбирать, где им лучше повысить свою квалификацию. Какой будет сумма ваучера, с которой учитель будет решать проблему повышения своего образовательного уровня, спросили мы Григория Балыхина. «Мы вместе с ЦК профсоюза учителей прорабатывали этот вопрос, – ответил «НГ» депутат. – Сумма ваучера будет зависеть от субъекта РФ и варьироваться в пределах 10–25 тысяч рублей».
На недавнем Совете при президенте по приоритетным нацпроектам ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий предложил учителям в летнее время повысить свою квалификацию на летних курсах вуза. МГУ сможет принять более 500 учителей. Как пояснил Григорий Балыхин, вузовские курсы – это добрая воля самого вуза. Предложенный учителям ваучер в данном случае не работает. Ведущие вузы сами берут на себя финансовое бремя своих предложений. «Практически в каждом вузе имеется факультет повышения квалификации, – напомнил депутат, – Государство выделяет средства на эту статью расходов вуза. Конечно, хотелось бы, чтобы эти курсы стали более востребованными. После принятия законодательной инициативы об обязательном прохождении переподготовки нагрузка на вузы, уверен, только возрастет».
Скорее всего так и будет. Ведь в стране очень большое количество педагогов, которые не проходили переподготовку по своей специальности не только в течение пяти, но и в течение 10–15 лет. Помимо существующих институтов повышения квалификации учителей в городах появятся еще и отдельные крупные центры переподготовки. «Не надо бояться при этом объединения педвузов и университетов, – сказал Григорий Балыхин, – в некоторых выступлениях уважаемых людей уже звучит тревога за систему высшего педагогического образования. Тревога напрасная. Нужно, наоборот, приветствовать эту идею интеграции областных педвузов и классических университетов, региональных педколледжей и областных педвузов».
«Идея замечательная, – сказал «НГ» ректор РГПУ имени А.И.Герцена Геннадий Бордовский, – но, просто реорганизовав, например, педвуз в факультет и не решив при этом, что мы приобретаем в результате изменений, мы рискуем ситуацию значительно ухудшить. Мы должны себе четко представлять конечную цель преобразований. Что будет в результате? Мы заменим преподавателей? Изменим материальное состояние вуза? А получим ли взамен то, чего ожидали? Пока не будет просчитана конечная цель затеянного мероприятия, я бы никому не рекомендовал этого делать. Простого решения здесь быть не может. Все решается каждым учебным заведением самостоятельно и без принуждения. Я бы призвал всех к этому».
Вопрос переподготовки учителя тесно связан с предложениями об их аттестации, закрепленными в инициативе «Наша новая школа». Если учитель не прошел аттестацию, он имеет право на пересдачу. В случае повторного провала учителю будет предложено сменить профессию. «Все эти меры вызваны желанием властей видеть в школе педагога, готового нести ответственность за свое самосовершенствование, – сказал Геннадий Бордовский. – Если учитель не узнает о новых технологиях обучения, он будет делать только то, что уже делал: урок по заданной теме, проверка задания на дом. Чтобы этого не было, учитель должен сам формироваться в творческой атмосфере. Иначе у него не получится развивать ученика».
Кстати, в некоторых странах мира педагог сам волен выбирать курсы для повышения своей квалификации. Причем не всегда он выбирает курсы по своему предмету. Иногда оказывается, что для полноценного преподавания ему как раз не хватает знаний по смежным дисциплинам. При этом, разумеется, аттестация включает проверку знаний именно его предмета.