Работать с ребенком, а не с диагнозом. Даже приготовление блинов может стать эффективной терапевтической процедурой.
Фото предоставлены Центром лечебной диагностики
«Все люди рождаются свободными и равными в своих правах» – так начинается Всеобщая декларация независимости ООН. Рождаются они равными, но разными – это без всякой декларации известно. И некоторые – особенно разные, совсем другие по сравнению с большинством. Речь идет о детях с нарушениями развития.
В России сегодня 1,5 млн. детей-инвалидов, из них 340 тыс. не получают образования. 101 тыс. российских детей с инвалидностью содержатся в домах ребенка, детских домах или интернатах. Положение почти 30 тыс. детей с инвалидностью в российских интернатах системы социальной защиты противоречит всем нормам медицины и гуманности.
Какая драма – рождение такого ребенка, в полной мере понимают только его родители. Драма начинается сразу: оставить младенца в интернате или взять домой. Поступают по-разному, и никто не имеет права бросить камень в тех, кто не берет ребенка. Те, кто берет, решаются на ежедневный подвиг. Они чаще всего остаются один на один со своей бедой, с попытками помочь своему ребенку, с вечными мыслями, как он будет жить, когда не станет родителей, в нашем немилосердном обществе. Поэтому так важно семье получить поддержку. Иногда (к сожалению, не всегда) везет: удается найти учреждение, где занимаются физическим и психическим развитием маленьких инвалидов.
Одной из первых организаций в России, которые оказывают помощь детям, считающимся необучаемыми, стал Центр лечебной педагогики. Символично, что он был открыт в 1989 году, когда страна переживала период надежд (увы, недолгий), когда будущее казалось лучезарным, когда люди казались добрее, когда даже смертность населения уменьшалась. Тогда-то по инициативе родителей детей с ограниченными возможностями и специалистов-дефектологов был создан как альтернатива государственным интернатам Центр лечебной педагогики. 20 лет он существует на благотворительные средства, не получая никакого государственного финансирования.
Основополагающий принцип центра – необучаемых не бывает. Аутизм (помните замечательный фильм «Человек дождя»?), синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности, детский церебральный паралич (печально известный ДЦП), синдром Дауна – все эти диагнозы не означают невозможности обучения. Наоборот: чем тяжелее состояние ребенка, тем больше ему надо учиться и развиваться. Регулярные занятия с педагогами и психологами нередко оказываются эффективнее лекарств. Но, конечно, очень важно и медицинское наблюдение.
Маленький Антон с неподдельным увлечением занимается керамикой. |
Особенность здешней методики – согласованная деятельность команды педагогов, психологов, врачей. Здесь работают с ребенком, а не с диагнозом, стремясь помочь каждому максимально развить свои способности, реализовать свой внутренний потенциал, стать самостоятельным, общаться со сверстниками и со взрослыми, ходить в детский сад и в школу, получить профессию, а не провести жизнь взаперти дома или в интернате.
Лечебная педагогика интегрировала лучшие методики в области медицины, педагогики, психологии, права. Главные принципы лечебно-педагогического подхода – уважение к личности ребенка, партнерские отношения с его семьей, работа единой командой специалистов разного профиля. Чаще всего используются двигательная, игровая и арт-терапия, сенсорные и нейропсихологические занятия, кукольный театр, занятия музыкой, керамикой, шитьем.
С момента основания центра сюда приходят семьи, которым больше некуда было обратиться. Здесь они встречаются с профессионалами: психологами, дефектологами, врачами, юристами. По словам Владимира Лукина, уполномоченного по правам человека в России, Центр лечебной педагогики инициировал поворот отношения общества и государства к детям-инвалидам.
За 20 лет работы в центре получили помощь 10 тыс. детей и членов их семей, усилиями специалистов были созданы первые в стране интегративные детские сады (№ 1709 «Наш дом», № 1465 «Наш дом на Пресне»), потом школа (№ 1321 «Ковчег»). В московском технологическом колледже № 21 действует Центр по профессиональной подготовке молодых людей с ограниченными возможностями, где они обучаются в столярных, керамических, ткацких мастерских. В нынешнем году состоялся первый выпуск таких ребят.
Центр социальной педагогики получил в дар землю в Волоколамском районе, уже подготовлен архитектурный проект строительства поселения для людей с нарушениями развития. Такие поселения, где взрослые с нарушениями развития живут и работают самостоятельно, – обычная практика за рубежом. Создание такой социальной деревни у нас станет для выросших «особых» детей и их семей воплощением давней мечты о самостоятельной, независимой, полноценной жизни.