Ясен Засурский был деканом факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова более 40 лет. Теперь он в президентском статусе.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
В преддверии 80-летнего юбилея, который был 29 октября, нынешний президент факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, а до этого многолетний и бессменный декан факультета Ясен Засурский поделился своими размышлениями о деле всей его жизни – журналистике и образовании.
– Ясен Николаевич, справедливо ли, что за получение образования сегодня очень часто приходится платить?
– Вообще-то государство у нас предоставляет бесплатное образование. Но всем желающим не может предоставить, к сожалению. И есть люди, которые, ну, немножко по уровню знаний уступают другим. И вот сейчас они могут за плату учиться. Конечно, это сложно, но все-таки это позволяет им окончить государственное учебное заведение. Мне кажется, что это полезно. Конечно, цены высокие, это верно, но ведь им дают возможность учиться.
– А каков контингент платников? Тех, кто не достоин учиться на бюджетном отделении?
– Вы знаете, это не так, у нас на факультете журналистики МГУ, во всяком случае. У нас все сдают один экзамен. Но будут люди, которые получат на несколько баллов меньше, чем необходимо для поступления на бюджетное отделение. И в данном случае, поскольку у нас есть такая возможность, какое-то количество дополнительно взять, – нам нужно оплатить работу преподавателей, которые будут их учить.
У нас есть план, и под этот план нам выделены ресурсы. И если мы берем дополнительно студентов, то за их обучение нам нужно заплатить преподавателям. По этой причине мы предоставляем возможность тем, кто может заплатить
Но, повторяю, при условии, что они сдали наши вступительные экзамены, хотя и немножко хуже, чем те, кто поступил учиться на бюджетное отделение. Поэтому мы просто даем им дополнительную возможность и берем дополнительно преподавателей на эти деньги, которые они нам платят. И учим их на эти деньги.
– То есть все не так страшно?
– Не только «не так страшно», но и не так плохо. Это даже неплохая возможность для талантливых людей, которые могут сами зарабатывать деньги. Вот сейчас такая возможность есть. Может быть, в условиях экономических трудностей это будет немножко сложнее, но все равно возможно.
– А система образовательных кредитов?
– Понимаете, система кредитов – она, конечно, тоже полезна. Проблема, по-моему, в том, что слишком высокие проценты и слишком быстро надо возвращать эти деньги. Поэтому, для того чтобы это была реальная поддержка, нужно, чтобы была более длительная рассрочка и соответственно, возможно, немножко меньшие деньги нужно было бы платить.
– Почему многие выпускники факультета журналистики работают в смежных сферах – связи с общественностью, PR, например?
– Просто большой очень спрос на кадры именно в этой сфере. Выпускникам факультета журналистики там предлагают работу. И это вполне объяснимо. В сфере PR генерируется очень много текстов, и наши выпускники работают с ними профессионально.
– А существует ли какая-либо статистика, сколько выпускников факультета стали собственно журналистами?
– Ну, вы знаете, у нас подавляющее большинство выпускников работают журналистами хотя бы в первые годы после университета. Потом они могут перейти на другую работу.
Понимаете, образование дает возможность работать в разных сферах. Но и журналистика очень многообразна. Это ведь и пишущий журналист, и репортер, и человек, который работает в государственном учреждении, – очень многоплановая профессия, поэтому наши бывшие студенты и работают в разных местах. Но подавляющее большинство, повторяю, – журналисты. Есть и писатели, поэты.
– Сейчас много говорят о коренной перестройке журналистики, мол, наиболее актуальной становится так называемая журналистика факта. Что вы думаете по этому поводу?
– Нет, не только. Журналистика – и факта, и аналитическая – очень важна. Особенно в период экономических трудностей, важно не только сообщить об изменении курса рубля и прочее, но и объяснить, что с чем связано. Поэтому аналитическая журналистика очень важна.
Журналистика все дальше развивается, становится все более разнообразной. Один журналист, который работает в отделе новостей, – он должен эти новости быстро собрать. Другой, который работает с аналитикой, должен проанализировать. Новостная журналистика – она всегда важна. Журналист должен новости сообщать. Но сегодня эти новости должны быть очень хорошо и тщательно прокомментированы. Поэтому мы учим журналистов анализу, стараемся развивать в них аналитические способности. В этом наша особенность. Мы готовим думающих журналистов.